Сибирские огни, 1980, № 2
ТАКИЕ ОНИ, МАЛЬЧИШКИ... 183 войны. В память о сыне пастух носил на шее ниточку с пиропом. В конце повести Н. Печерский рассказы вает, как отец Коли прибыл на озеро и на шел в небольшом ручье красные камни — пиропы. И подросток делает глубокий вы вод, достойный умного, взрослого челове ка: «Это очень здорово, когда важное де ло делают и сын, и отец. Я не сомневался, что нас с отцом ждет удача. Отец отправит ся по красной тропе пиропов и найдет ким берлитовую трубку». Такое же уважительное отношение к тру ду прививает своему сыну Генке Пыжову и его о тец— плотник восьмого разряда, при бывший из Москвы на строительство Брат ска (повесть «Генка Пыжов — первый жи тель Братска»), Труд для отца Генки — не просто способ заработать деньги, но дело жизни, чести. После возвращения Генки из неудачного побега в Братск отец задумчиво говорит: «Сейчас ты из тайги убежал, а ес ли придется защищать страну от врагов, ты и на фронте будешь вести себя не лучше. Воткнешь штык в землю — и домой, на теп лую печку. А товарищи пусть погибают. Ты разве об этом подумаешь? Тебе твоя собственная шкура дороже всего на све те...» Суровый урок! Но он помогает мальчиш ке осознать себя как человека, которому предстоит продолжить путь отца. Личный пример отца действует на формирование характера Генки лучше, чем самые темпе раментные беседы о роли труда. Для творческой манеры Н. Печерского характерно живое, образное описание про цесса труда, что не может оставить юного читателя равнодушным (мы позволили бы себе даже выражение «вкусное описание» труда). Начало этой славной традиции лежит в фольклоре (вспомним, какими умельцами выступают в народных сказках герои-труже ники) и в классической литературе (М. Твен, Д. Родари, С. Маршак и др.). Н. Печерский умеет так описать процесс труда, что юному читателю невольно хочет ся присоединиться, принять в работе уча стие, почувствовать радость от совместных усилий людей. Поэтому самая дурная и не достойная черта характера подростка, по Печерскому,— леность, увиливание от тру да. Генка Пыжов вначале пренебрежитель но отзывается о своих сверстниках, которые моют окна и полы в новых, только что от строенных домах. Уязвленный молчанием ребят, Генка «поддел носком ботинка горку опилок и швырнул их на середину комна ты» (на вымытый пол.— С. Ш.). Этот кощун ственный поступок не остается безнаказан ным: «В комнату, вытирая на ходу потное лицо, вошел отец. Он приблизился ко мне и совершенно неожиданно, без всяких пред упреждений, взял за ухо. Я попытался вы вернуться и убежать, но отец еще крепче сдавил мое несчастное ухо и повел из ком наты. Так мы и шли — отец впереди, а я сзади. На глазах у всех рабочих отец про вел меня мимо домов и разжал наконец пальцы». Непедагогично? Может быть. Но зато эф фективно. Для самолюбивого подростка (а несамплюбивых подростков нет!) это очень сильное наказание. Генка убегает в лес и ждет, что кто-нибудь придет, утешит его, извинится. Но отец и ребята поступают по следовательно. «Никто не шел к обиженно му, оскорбленному человеку...», У Генкиного отца своя педагогика — суровая, выверен ная жизнью. Он несколько дней не разгова ривает с сыном, подчеркивая своим молча нием, что сын совершил недостойный по ступок. Единоборство характеров приводит к победе отца. Отец категорически возра жает против попытки сына выгородить себя. На робкое Генкино замечание: «Я хотел те бе сказать... я не виноват...» — отец, у кото рого в руке «мелко задрожала папироса», глухо говорит: «Ты вот чего, ты уходи от меня. Я тебя видеть больше не желаю». Согласимся, что далеко не каждый роди тель будет так суров и категоричен, не каж дый сумеет и захочет в небольшом проступ ке увидеть зерно будущего тунеядского и наплевательского отношения к коллективно му труду. Напиши эту сценку Н. Печерский в печально памятные времена педологии, на него обрушились бы громы и молнии. Но писатель создавал свои произведения зна чительно позднее. Он был реалистом и крепко верил в силу жизненной педагогики, которую исповедуют родители, желающие, чтобы их дети выросли честными тружени ками, а не тунеядствующими пустоплясами. Генкиному отцу нелегко далась его принци пиальность: после того, как его сын убежал из Братска, он с сердечным приступом по пал в больницу. Дорогая цена! Но кто ска зал, что воспитание человека — легкая и приятная вещь! Когда-то так учили плавать: бросят в во д у — и выплывай, как знаешь. Защитником этой теории является и Генкин отец. Он не склонен создавать сыну тепличные условия. Своим личным примером он доказывает, что человека делает человеком отношение к труду. А настоящий труженик, независимо от того, что он делает, является мастером, художником. Ключевой в повести «Генка Пыжов — первый житель Братска» является сцена, в которой подросток помогает плот нику Деримедведю. Генка уже понял, что человека надо оценивать не по его внеш ним признакам, а по его сути — отношению к общественно полезному труду. «Даже од- ' ной рукой Деримедведь умел работать. Ле вой поправляет шапку, правой бревно вы тесывает— ровно, как по шнурочку. Но и отец мой тоже не хуже, а может быть, да же капельку лучше умел. Я-то ведь отца знаю! ...Деримедведь набрал гвоздей в горсть и давай в бревна заколачивать. Толь ко шляпки поблескивают, как пуговицы на рубашке,— одна возле другой». Генка с ре бятами по мере сил помогает взрослым. На ступает время завтрака, и Деримедведь как бы невзначай спрашивает: «Ну, что, хорош хлеб? Хлеб, по-моему, был как хлеб. Толь ко замерз немного». И уже Деримедведь преподает Генке урок: «Это хлеб особен ный, необыкновенный... Принес ты из шко лы двойки и колы, бросил книжки в угол — и скорее к столу. Еще и суп в тарелки не налили, а ты уже к хлебу тянешься. Выби
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2