Сибирские огни, 1980, № 2
С. Шамаева ТАКИЕ ОНИ, МАЛЬЧИШКИ... Николай Печорский признавался: «Писать меня научили путешествия. Наша семья бы ла какая-то очень непоседливая. Страсть к путешествиям от родных передалась и мне. Я тоже без конца езжу, запоминаю все, что увижу, а потом переношу в свои книжки... Всюду, где я был в своей прекрасной стра не, я оставил частицу своего сердца. Но ес ли говорить честно, больше всего меня «привязала» к себе Сибирь. В Сибири я на чал писать детские книжки, там я стал дет ским . писателем... Каждая книжка для ме н я— это новое путешествие. Я люблю ходить на железнодорожные вокзалы, смот реть на проходящие мимо поезда. Я очень завидую тем, кто сидит за светлым окош ком вагона и едет далеко-далеко. В такие минуты мне самому хочется купить билет и сесть в поезд. Я все боюсь, что могу опоз дать, и самый главный поезд промчится ми мо, мимо меня...» («Детская литература», 1972, № 7). Выпускник Запорожского педагогического института, Николай Павлович Печерский в годы Великой Отечественной войны прошел от Сталинграда до Берлина, участвовал в разгроме Квантунской армии на Дальнем Востоке. Поездки по Сибири, Средней Азии, Молдавии, Дагестану и Центральному Чер ноземью давали ему огромный жизненный материал, часть которого появилась на стра ницах центральной периодики. Но сюжеты задуманных произведений не вмещались в рамки газетных рассказов, очерков и фель етонов. В журналисте, спецкоре «Правды», Н. Печерском жил прирожденный педагог, наставник ребячьих ватаг, жил увлеченный писатель, который так же, как и Аркадий Гайдар, хотел силой своего художественно го слова воспитать «краснозвездную гвар дию». Отдельные стороны творчества Н. Пе черского исследовали А. Гвоздева («Генка Пыжов — первый житель Братска», «Кеша и хитрый бог» —» «Октябрь», 1967, № 6), 3. Тишкевич («О пещерах, кладах и ро мантике труда» — «Семья и школа», 1964, № 2), А. Мусатов («Атмосфера великих дел» — «Дет. литература», 1971, № 4), И. Мискова («Откровенный разговор о жизни» — «Литература в школе», 1965, № 4). Герои Н. Печерского—мальчишки, жизнь которых складывается не всегда самым благоприятным образом. Их родители — простые труженики, силой личного приме ра показывающие, какое организующее значение в жизни человека имеет труд. Так, родители Коли Квасницкого, героя повести «Масштабные ребята» *,— геологи, сумевшие передать сыну бережное уваже ние к кладовым земли. «Я сын геолога,— с гордостью говорит Коля,— и могу без ошибки найти в куче камней и осколок жел того халцедона, и оранжево-красного сер долика, и белоснежного, почти прозрачного доломита, и золотистого трпаза, и крепкого, как сталь, серого диабаза. У нас дома есть небольшая геологическая коллекция. В де ревянном ящичке лежат в квадратных гнез дах камни, которые разыскали в своих по ходах отец и мать. В самом центре ящичка, обложенный ватой, поблескивает, будто ка пелька загустевшей крови, огненно-красный пироп. ...Геологи ценят пироп не за яркий цвет и красоту граней, а за то, что он — спутник алмазов. Там, где есть пироп,— там и алмазы, где алмазы— там и знаменитый спутник пироп». Разговорившись в юрте с пастухом оле ней, Коля замечает висящий у него на ше» на крепкой суровой нитке камешек пиропа. По якутскому обычаю, вещь, которая по нравилась гостю, должна быть подарена хо зяином. Якут дарит Коле пироп. Подросток сообщает об этом отцу, предварительно по просив пастуха точно описать место, где был найден пироп. Письмо пастуха помогло открыть «краешек какой-то очень простой и в то же время загадочной истории». Каме шек пиропа находился в зобу утки, которую подстрелил сын пастуха-якута Егорка. Позд нее он погиб, сражаясь с фашистами в годы 1 Повесть, как и все произведения Н. Пе черского, была создана на документальной основе: «...мне посчастливилось побывать в Якутии, у самого полюса холода Оймякона. О том, что увидел в этой сказочной стране, я написал в книжке «Масштабные ребята» («Дет. литература», 1972, № 7).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2