Сибирские огни, 1980, № 2

С. Шамаева ТАКИЕ ОНИ, МАЛЬЧИШКИ... Николай Печорский признавался: «Писать меня научили путешествия. Наша семья бы­ ла какая-то очень непоседливая. Страсть к путешествиям от родных передалась и мне. Я тоже без конца езжу, запоминаю все, что увижу, а потом переношу в свои книжки... Всюду, где я был в своей прекрасной стра­ не, я оставил частицу своего сердца. Но ес­ ли говорить честно, больше всего меня «привязала» к себе Сибирь. В Сибири я на­ чал писать детские книжки, там я стал дет­ ским . писателем... Каждая книжка для ме­ н я— это новое путешествие. Я люблю ходить на железнодорожные вокзалы, смот­ реть на проходящие мимо поезда. Я очень завидую тем, кто сидит за светлым окош­ ком вагона и едет далеко-далеко. В такие минуты мне самому хочется купить билет и сесть в поезд. Я все боюсь, что могу опоз­ дать, и самый главный поезд промчится ми­ мо, мимо меня...» («Детская литература», 1972, № 7). Выпускник Запорожского педагогического института, Николай Павлович Печерский в годы Великой Отечественной войны прошел от Сталинграда до Берлина, участвовал в разгроме Квантунской армии на Дальнем Востоке. Поездки по Сибири, Средней Азии, Молдавии, Дагестану и Центральному Чер­ ноземью давали ему огромный жизненный материал, часть которого появилась на стра­ ницах центральной периодики. Но сюжеты задуманных произведений не вмещались в рамки газетных рассказов, очерков и фель­ етонов. В журналисте, спецкоре «Правды», Н. Печерском жил прирожденный педагог, наставник ребячьих ватаг, жил увлеченный писатель, который так же, как и Аркадий Гайдар, хотел силой своего художественно­ го слова воспитать «краснозвездную гвар­ дию». Отдельные стороны творчества Н. Пе­ черского исследовали А. Гвоздева («Генка Пыжов — первый житель Братска», «Кеша и хитрый бог» —» «Октябрь», 1967, № 6), 3. Тишкевич («О пещерах, кладах и ро­ мантике труда» — «Семья и школа», 1964, № 2), А. Мусатов («Атмосфера великих дел» — «Дет. литература», 1971, № 4), И. Мискова («Откровенный разговор о жизни» — «Литература в школе», 1965, № 4). Герои Н. Печерского—мальчишки, жизнь которых складывается не всегда самым благоприятным образом. Их родители — простые труженики, силой личного приме­ ра показывающие, какое организующее значение в жизни человека имеет труд. Так, родители Коли Квасницкого, героя повести «Масштабные ребята» *,— геологи, сумевшие передать сыну бережное уваже­ ние к кладовым земли. «Я сын геолога,— с гордостью говорит Коля,— и могу без ошибки найти в куче камней и осколок жел­ того халцедона, и оранжево-красного сер­ долика, и белоснежного, почти прозрачного доломита, и золотистого трпаза, и крепкого, как сталь, серого диабаза. У нас дома есть небольшая геологическая коллекция. В де­ ревянном ящичке лежат в квадратных гнез­ дах камни, которые разыскали в своих по­ ходах отец и мать. В самом центре ящичка, обложенный ватой, поблескивает, будто ка­ пелька загустевшей крови, огненно-красный пироп. ...Геологи ценят пироп не за яркий цвет и красоту граней, а за то, что он — спутник алмазов. Там, где есть пироп,— там и алмазы, где алмазы— там и знаменитый спутник пироп». Разговорившись в юрте с пастухом оле­ ней, Коля замечает висящий у него на ше» на крепкой суровой нитке камешек пиропа. По якутскому обычаю, вещь, которая по­ нравилась гостю, должна быть подарена хо­ зяином. Якут дарит Коле пироп. Подросток сообщает об этом отцу, предварительно по­ просив пастуха точно описать место, где был найден пироп. Письмо пастуха помогло открыть «краешек какой-то очень простой и в то же время загадочной истории». Каме­ шек пиропа находился в зобу утки, которую подстрелил сын пастуха-якута Егорка. Позд­ нее он погиб, сражаясь с фашистами в годы 1 Повесть, как и все произведения Н. Пе­ черского, была создана на документальной основе: «...мне посчастливилось побывать в Якутии, у самого полюса холода Оймякона. О том, что увидел в этой сказочной стране, я написал в книжке «Масштабные ребята» («Дет. литература», 1972, № 7).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2