Сибирские огни, 1980, № 2
ОН' И ОНА НА ЛИТЕРАТУРНОМ1 П Е Р Е К Р Е С Т К Е 181 встретятся, а все-таки они по-настоящему счастливы, О парадоксах любви много думает и другой из создателей киноленты — сцена рист П. Нилин. В одном из своих рассказов он с некоторым удивлением роняет слова, которые вполне могли бы стать эпиграфом к фильму: «...Чудо, наверное, вовсе не в том, что любовь порою сводит во многом неравных людей. Чудо, пожалуй, в ее бес смертии...» Помните? В названии пьесы Евгения Шварца эта мысль сжата почти до форму лы: «Обыкновенное чудо»... * * * «Все счастливые истории о любви похожи друг на друга, каждая несчастливая любовь несчастлива по-своему»... Можно ведь и так перефразировать Толстого. Почему начало «Анны Карениной», сколь ко ни читай роман, всегда останавливает, завораживает, заставляет думать? Потому, быть может, что Толстой выра зил один из универсальных законов чело веческого бытия. Счастье, действительно, имеет только одну-единственную формулу: это гармо ния, душевный мир. Форм семейного не счастья поистине множество. Здесь отгадка и ключ ко многим сюже там искусства. Предмет искусства — инди видуальное. Не случайно писатели и режис серы, как правило, показывают любовь страдающую; показывают людей, только идущих к счастью. Пути эти всегда непо вторимы— при всей своей внешней похо жести. Когда же любящие сердца соединились, когда «конфликтная ситуация» решена, пи сатель ставит точку, на киноэкране появ ляется: «конец фильма». И вот уже чита тель перевертывает последнюю страницу. Вот уже в зале загорается свет, люди вы ходят на улицу. Пойдем вслед за ними, и мы убедимся: «вечная» тема искусства, в самом деле, не имеет конца... ♦
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2