Сибирские огни, 1980, № 2
180 Е. ЦЕЙТЛИН А фильм с его нетрадиционной для на шего кино этической коллизией восприни мается как парадокс. И парадокс трагиче ский. Проследим, как он развивается на экране. Названный парадокс определяет и по этику фильма, и манеру игры артистов. Здесь есть несколько интересных актерских работ, но на первый план, естественно, вы ходит прекрасный «дуэт» Валерия Золоту хина и Елены Прокловой. В. Золотухин создает характер цельный, своеобразный, во многом новый на нашем экране. От любви мучается, страдает, горь ко и страстно размышляет о своей жизни не рефлектирующий интеллигент, каких мы немало видели в последние годы в кино, но простой, хороший рабочий парень. Лю бовь испытывает его жестоко, может быть, даже беспощадно. И как многие (уже зна комые нам) современные герои, Коля Ка саткин (и в рассказе, и в фильме) не рад любви, считает ее болезнью, с недоумени ем замечает: «точно что-то случилось со мной, будто испортили меня, как говори лось в старину». Но В. Золотухин доказывает необходи мость и святость даже такой любви — без нее Коля Касаткин медленно, однакр неиз бежно гибнет как личность. Актер правдиво поведал «историю души» своего героя. Вот Николай, возвращаясь из армии, едет в по езде и восторженно, по-детски доверчиво рассказывает соседям по купе о красавице жене. Вот узнает от маленькой дочурки, что его сапоги похожи на сапоги «дяди Шури ка», который часто ночевал у них, когда папа был солдатом, но находит в себе силы простить: «А жизнь тем более дальше идет...». Вот печально и шумно колобродит свадьба, которую Николай устроил, чтобы досадить, отомстить бывшей жене. Вот, на конец, после развода с Таней он потерянно идет домой, и ноги сами приводят Николая не в новую квартиру, а в маленький до мишко, где родилось и его счастье, и его горе... В этой сцене есть волнующий, стран ный символ: домик вот-вот снесут, будет скоро стоять здесь многоэтажная коробка: будут играть чужие дети, будут любить, плакать, целоваться другие люди. И навсег да, ’ безвозвратно уйдет, окончательно ста нет прошлым любовь Николая и Тани... И эти, и иные кадры фильма заставляют вспомнить пронзительное предостереже ние, сформулированное в названии пьесы драматурга А. Володина — «С любимыми не расставайтесь». В полном согласии с концепцией фильма И. Хейфиц даже не слишком интересуется противоречием: почему Таня изменяет му жу, хотя любит его по-настоящему сильно? На этот вопрос -четкого ответа не дается. Мы можем лишь строить догадки. Таню Фешеву играет Елена Проклова. Актриса на роль была выбрана точно. Когда-то юная Лена Проклова покорила зрителей в филь ме «Звонят, откройте дверь!», где снялась з роли школьницы с добрым, умным, откры тым миру сердцем. Она принесла и в свою новую картину эту доверчивость, откры тость, но, разумеется, здесь задача актрисы совсем иная. Кажется, мы отчасти понима ем «загадку» характера Танюши Фешевой, когда видим, как героиня Е. Прокловой со слезами обнимает несчастного, раздавлен ного жизненными обстоятельствами Бориса Ильича (Владимир Высоцкий). Все у него уже в прошлом: и призвание, и мечты о блестящей артистической карьере и, ка жется, даже талант. А в настоящем — толь ко кружок в Доме культуры, неустроенный быт,, бутылка кефира в сетке и стонущая гитара в руках... Таня, не думая ни & чем, утешает Бориса Ильича. Однако ничто не проходит для человека бесследно, убежда ют нас режиссер и актриса: за все прихо дит расплата. Тяжкий путь пройден на экра не героиней Е. Прокловой. Вначале мы видим ее красавицей, молодо, легко, уве ренно летающей с подносом по залу кафе. Но минует чуть более часа, и в финале пе ред нами появится уставшая от жизни, стремительно стареющая, в сущности, уже некрасивая женщина. Она глубоко затянет ся сигаретой и посмотрит на нас тяжело, безнадежно, с ощущением законченности, завершенности своей судьбы. И Николай, и Таня с недоумением вгля дываются в собственные души: что случи лось? Почему любовь не принесла им сча стья? Думают об этом и окружающие их люди — родственники, знакомые, сослужив- цы. Николая вызовет к себе сам начальник парка Татаринцев (Владимир Заманский) — хороший руководитель, наверное, хороший семьянин, но, должно быть, так никогда и не испытавший любви человек. Татаринцев убежденно произнесет большой монолог, в котором точно предугаданы мнения неко торой части зрителей о любви Николая и Тани. «Значит, в армии ты был, а на войне не был? По возрасту, значит, не успел? На снегу, значит, под пулями не лежал? В ве сеннюю распутицу ‘по грязи не ползал? И бомбежке тоже не подвергался? Нет? Сухари, значит, в снеговых лужах после по жара не размачивал? Нет? Ага, ну ладно. Живешь-то где,— в подвале, в сырости? Ах, нет. В отдельной, значит, квартире? Убор- ная-то где, на улице? Ах, тоже в квартире?.. Ну, все понятно. Ты дурью мучаешься, Ка- Еаткин, с жиру, так сказать, бесишься». А фильм доказывает: любовь — это не дурь. Доказывает тоже решительно. Неда ром грустноватый заголовок рассказа П. Ни лина «Дурь» заменен другим, более кате горичным, не допускающим сомнений названием — «Единственная». Нет, фильм вовсе не «амнистирует» суп ружеские измены, не зовет оН и к «всепро щению» в любви. Пафос его в другом: единственна, прекрасна любая любовь. В том числе и такая, что выпала на долю Николая Касаткина и Тани Фешевой. Если попытаться точнее сформулировать не раз упомянутый нами парадокс картины, его можно назвать великим парадоксом, веч ным феноменом любви, чувства, преобра жающего человеческую жизнь. Это одна из постоянных мыслей И. Хейфица. Этот пара-* доке лежит в основе его знаменитого филь ма «Дама с собачкой»: герои там расста ются навсегда, знают, что никогда не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2