Сибирские огни, 1980, № 2
ОН И ОНА НА ЛИТЕРАТУРНОМ ПЕРЕКРЕСТКЕ 179 каждого кадра которой я, кажется, начи нал узнавать...» Герой узнает «себестоимость» любви... Странным и, по-своему, зловещим симво лом завершает М. Ибрагимбеков рассказ о X. Все началось, как мы помним, с мни мой болезни, с боли в колене, которую вдохновенно вообразил X. Теперь на место заменителей чувств приходят подлинные чувства. И X вдруг с удивлением замечает: его «колено совершенно не вовремя, по какому-то странному совпадению именно левое, распухло и покраснело, и причиня ло... довольно сильную,- впрочем, вполне терпимую боль». К счастью, герой не только удивлен, но даже рад этой истинной боли. Здесь нам самое время проститься с X. Он уже перестает быть анонимным; маска слетает, обнажая «неестественно бледное, измученное, с искаженными чертами лицо человека, в котором ни один из моих зна комых не признал бы меня». Заговор чувств Что, собственно, произошло, с героем Максуда Ибрагимбекова? Писатель просле дил бунт души, «заговор чувств» (если вспомнить название пьесы Юрия Олеши). «Заговор чувств» здесь глубоко нравстве нен; душа человеческая протестует против любого «регламента», против любого мо рального стереотипа. Разумеется, «заговор чувств» может но сить и иные формы, нести с собой иные проблемы. И рождаться на другой почве. Вот еще одно произведение, где аргумен ты в защиту любви новы и очень интерес ны. При всем том, что он и она здесь на всегда расстаются... Правда, перед нами художественный фильм. Кино и любовь? Кажется, слова эти неотделимы друг от друга. Хотя будем чест ны: именно кино до недавнего времени активно способствовало распространению «любовного стереотипа», давало многочис ленные примеры поверхностного подхода к сложной теме. Пожалуй, в гораздо боль шей степени, чем литература, кино не мог ло избежать магии традиции. Редко какой режиссер еще недавно решался снять фильм, где бы не было традиционного «треугольника», размолвок, а затем счаст ливых и немного смешных объяснений влюбленных, где бы не звучала песня из вестного композитора на тему «встретились двое — он и она...» Не всякий дебютант сразу отважится на «военную», «историче скую» или «производственную» ленту. О любви же (как и об искусстве!) могут говорить, писать, наконец, ставить фильмы все. Надо ли еще пояснять, почему хороших фильмов о любви все еще не так много? Ведь набор стереотипных ситуаций не мо жет заменить серьезного, философского разговора о нравственных проблемах со временника; эти ситуации зритель опять- таки справедливо воспринимает лишь как 12* своего рода «довесок» к лентам о войне, спортсменах, летчиках, геологах, студентах, школьниках старших и даже младших классов... Есть высокий и мудрый смысл в том, что фильм о любви поставил один из ве теранов нашего кино — Иосиф Хейфиц. Поставил полемично и ярко. Почерк этого режиссера всегда отличала публицистич ность: и в* «Депутате Балтики», и в «Члене правительства», и в других своих работах. И. Хейфиц задавал себе и зрителям воп росы, которые казались ему насущно важ ными. Не случайно то, что ленту «Единст венная» (киностудия «Ленфильм») он снял в последнюю четверть XX века. И. Хейфиц хорошо слышал голоса, про рочащие отмирание любви. Размь?шляя об этом, режиссер опять рассчитывал на вни мание большой, даже огромней зритель ской аудитории: «Нам хотелось сделать фильм максимально контактным...— гово рил И. Хейфиц,— чтобы фильм был поня тен миллионам людей». Нет, в «Единственной» любовь не декла рируется, не «привносится» для развлече ния публики, но исследуется как одно из самых сложных, редких, драгоценных че ловеческих чувств. Поэтому здесь не толь ко нет хорошо знакомой нам, приевшейся киносхемы, напротив — фильм во многом неожидан. Знаю: некоторых зрителей он явно поставил в тупик, у иных вызвал рез кое несогласие. И. Хейфиц так объяснил первопричину этого протеста: «Без любви не бывает подлинного счастья. Но любовь не всегда поэтична. Она возвышает, подни мает над обыденностью. Но она же может быть и силой разрушительной, причиной падения, крушения человеческой судьбы». Реакция зрителей по-своему понятна и благородна. Инстинктивна тяга человека к справедливости. Однако все происходящее на экране противоречит этому. Как прави ло, положительные герои в кино любят только положительных героинь. Но вот в «Единственной» шофер Николай Касаткин любит женщину, которая во многом недо стойна его, не верна ему. Как правило, от рицательные «киножены» хищны, много опытны, коварны; они стремятся получить от брака те или иные выгоды, в душе же глубоко презирают своих мужей, искренне любя, разумеется, только самих себя. А в «Единственной» «неверная жена» — офи циантка кафе Танюша Фешева — по-настоя щему любит Николая, готова ради него на все. Но необычнее всего, пожалуй, то, что режиссер вовсе не осуждает их любовь. Наоборот, поет ей гимн. Поразительно: как вкрадывается стерео тип и в наше зрительское, читательское восприятие! Фильм сделан по рассказу Павла Нилина «Дурь» (1972). В рассказе «острых углов» гораздо больше (там, на пример, измены Тани многочисленнее, «до- казаннее»). Но, думаю, в рассказе вывод о том, что прежняя «несчастная» жизнь Ни колая Касаткина была, в сущности, «очень счастливой жизнью», покажется читателю закономерным.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2