Сибирские огни, 1980, № 2
178 Е. ЦЕЙТЛИН но в несколько слов: жена изменила мужу, а любовник ее бросил... Не странно ли, что автора приведенной выше «инструкции» настигла любовь? Слиш ком часто довольствовался он суррогатом любви, слишком точно научился имитиро вать чувство. Кажется: если бы оно и при шло, сам X не смог бы отличить подделку от оригинала. Три внезапных потрясения пришлось пе режить X в один вечер для того, чтобы его душа пробудилась, оттаяла, ожила. Человека, более всего боявшегося эмо циональных перегрузок, вдруг «захлестну ла освежающая волна, разорвавшая одним ударом в клочья все путы и сети, туго стя гивающие под черепной крышкой мозг». Незапрограммированные размышления входят в сознание X. Первое. X подводит его память. Она воз вращает ему то, что герой всегда старался забыть. И забывал. То, что было в его жиз ни незапрограммированным и истинным... А была девочка на Синей скале. Были оглу шительные, тихие, старые слова любви. И еще было «ощущение бесконечного сча стья, какое чрезвычайно редко даруется человеку». Так поймем мы наивную первопричину, горькую исходную точку «системы» нашего героя. Она возникла как странная ответ ная реакция. Когда-то циничный и'трезвый парень увел от X девочку с Синей скалы... Второе. Снова , пережив давно забытую утрату, X понимает: там, где он видит стандарт мышления, могут располагаться боль, страдание — живая жизнь. И уже не кажется ему банальным сюжет Ее судьбы: парализованная мать, бывший муж, даю щаяся непросто самоирония и — ничего в будущем. Да, в этом случае «система» X не дейст вительна, не универсальна. И, кстати, раз гадываема. Женщина с походкой высшего класса легко открывает звенья этой систе мы. Сначала точно определяет психологи ческую «изнанку» интерьера», где опять- таки учтен самый современный стандарт мышления и моды. Интерьера, отвечающе го «представлениям о хорошем вкусе лю бого городского жителя при условии, если он ходит в кино, иногда летает самолета ми, просматривает газеты и телевизор, два или три раза за свою жизнь побывал в опе ре и в любом' музее, кроме исторического, и не держит в доме кошек больше двух одновременно». Все это — и мебель, изготовленную ди зайнерами, и маленький бассейн из цветно го кафеля вместо традиционной ванны, и...— все это Она определила как западню. «Очень хорошую, оборудованную по всем правилам науки», «удобную, теплую, мяг кую, усыпляющую внимание», «специально созданую на погибель женщины». Западню! Ничего здесь нет неожиданного. К любой программе можно подобрать ход. Непред- сказываемо заранее только настоящее чувство. Вот почему она насмешливо гово рит X: «пора»... Программа X, кажется, чуть забуксовала. Пора, пора... В данном случае пора танцевать, если судить по запи сям магнитофона. «Сперва шла музыка успокаивающая... умиротворяющая, распо лагающая к общению», потом «пошел очень приятный ритм медленного танца»... Все развивается «по хорошо продуманной схеме, да? Интересно, что дальше пойдет,— говорит Она.— Я уверена, все предусмот рено». Вот так приходит к герою любовь. Сна чала он возмущен «столь неприкрытым цинизмом», видит здесь даже подтвержде ние своего правила: «Нет, все-таки маска человеку обязательно нужна. Ничего хоро шего не получится, если все начнут не стесняясь выдавать друг другу, что у них на уме». Возникновение любви X кажется странным, но оно вполне объяснимо. Чело веку всегда дорого, радостно, когда его понимают. Что-то сжимается внутри, когда ты узнаешь себя в словах другого, когда этот другой раскрывает тебе тебя самого. Так, в конце концов, мы понимаем при чины, заставившие инженера X выбрать свои маски. За масками не было... личности. Человек, легко программировавший пове дение и мышление других людей, оказы вается растерянным, неуверенным в самом себе. Судьба X, видимо, и в этом по-своему типична. Размышляя о том, как и «с чего модели поведения начинаются», критик Б. Анашенков пишет: «Не в силах свести концы с концами, оценить, определить до статочно твердо свое место и роль в этом необъятном, стремительно меняющемся мире, не доверяя своему неповторимому «я», не решаясь открыть, признать и ува жать это «я», человек иногда начинает су дорожно цепляться за внешние, апробиро ванные роли. Они, с одной стороны, маски руют недостаток подлинной духовности, глубины, а с другой—подавляют в зароды ше то настоящее, неповторимое, что зало жено в каждом от рождения» («Дружба на родов», 1977, № 6). Благодаря любви X снова обретает свое «я». И, приблизившись к финалу повести, мы увидим, как он совершит первый в сво ей жизни нелогичный поступок. Он возь мет очередной отпуск и отправится в Трус- кавец, куда уехала Она лечить свою боль ную мать. Разлука — даже в месяц — окажется непереносимой для X. Сам о том не подозревая, герой переживает ощуще ние, зафиксированное Борисом Пастерна ком в строчках, когда-то восхитивших Маяковского: В тот день всю тебя, от гребенок до ног, как трагик в провинции драму Шекспирову, носил я с собою и знал назубок, шатался по городу и репетировал. X расшифрует для себя значение лишь одной детали в этом четверостишии. Он находит «обыкновенный пластмассовый гре бень», забытый Ею в его комнате. «Я стоял с этим гребнем в руках и очень отчетливо, во всех подробностях вспоминал сегодняш нее утро и чувствовал, как, вытесняя прочь все, меня обволакивает теплая душистая волна нежности. Я стоял и вспоминал, а па мять услужливо проворачивала передо мной красочную ленту, истинную стоимость
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2