Сибирские огни, 1980, № 2
176 Е. ЦЕЙТЛИН конец-то он не ошибся: Кира Андреевна хоронила свою любовь... Впрочем, окончательное выздоровление пришло после. Два года спустя они встре тились в аэропорту. Чижегов увидал Киру Андреевну за огромной стеклянной стеной, заметил ее испуг, ее расширившиеся вдруг глаза, «какой-то жест, незаконченный, не то растерянный, не то умоляющий». Он никак не мог понять, чего она испугалась. Ну встретились бы, поговорили. И еще недо умевал: неужели когда-то он готов был лИ- шить себя жизни из-за этой женщины. Чижегова излечивает мудрая Кира Анд реевна, да еще жизнь. Но сколько литера турных героев, которым самим не терпится излечиться! «Любовь? Ну какая там любовь! Это у меня вроде болезни»,— говорит ге роиня рассказа писательницы Р. Зерновой «Городской романс». Ей кажется: любовь— это как раз то, что бывает у всех, а она пе чальное исключение из правила. Кому же хочется быть «исключением»! Символично название другого произведения Р. Зерно вой — повести «Исцеление». Увы, перед на ми опять стандарт: одни приходят к нему, не желая «болеть» любовью, другие — уже излечившись... Не стоит, как иногда бывает, обвинять ,в связи с этим писателей в потере нравствен ных критериев: хуже или лучше, порой с художественными потерями, они тем не менее пишут жизнь, не пытаясь ее лакиро вать. И позиция художников слова зачастую точна. Они показывают, к чему приводит девальвация чувств. Мы убеждаемся: без-' духовность в интимных отношениях, как и всякая бездуховность, ведет личность к краху. И эта мысль тоже, что называется, носит ся в воздухе. Вот ведь не случайно такой успех имеет спектакль ¿сОбыкновенная ис тория» в московском театре «Современ ник». Драматург В. Розов, написавший пьесу по роману И. Гончарова, верно почувство вал его чрезвычайную актуальность. А те атр поставил спектакль о страшнрй во все времена трагедии рационализма. О том, чем может обернуться для личности «де фицит» любви. О комиссии Юнеско «по охране чувств» мечтает героиня художественного фильма «Странная женщина». В защиту любви вы ступают и создатели другой известной лен ты — «Ирония судьбы, или с легким па ром!». Очень мягкая, по тональности, вовсе не настойчиво «стучащаяся» к зрителю, эта работа вызвала симпатии миллионов людей. Сюжет фильма прост, как проста и благо родна его идея. Мы следим за похождени ями героя, который попадает в новогоднюю ночь в чужую квартиру. И мы видим: схо жи между собой городские районы, улицы, дома, жилища; схожи одежда, привычки, мысли, суждения людей. А чувства? — вдруг задаешься вопросом. Думает о женитьбе герой. Хочет выйти замуж героиня. Хотя в душах их нет любви. Их случайная встреча, кажется, возможная лишь под Новый год,— это счастливый прорыв к большому чувст ву. А весь фильм воспринимается как про тест против «усредненности» в любви. Про тив такой чудовищной «усредненности» и песни, звучащие с экрана. Прекрасные пес ни М. Таривердиева на стихи самобытных наших поэтов. Исповедь инженера X И подобно тому, как мы можем просле дить по многим современным произведе ниям возникновение любовного стереотипа, мы можем уже сейчас пронаблюдать и его разложение. Как назвать этот процесс? Может быть, своеобразной защитной реакцией личности, заботой души о самосохранении? Да, стары и вечны истины, в которых при ходится сегодня убеждаться современным, влюбленным в «джинсовый стиль» героям. Горько. Обидно им. Кажется, знают они все заранее. Все могут представить, а пото му иронично высм'еять. Даже самих себя. Все познали они — и иллюзию дружбы, и арифметику служебного успеха, и «грамма тику» того, что называли любовью. Разве могли поверить они в то, что к ним тоже придет «банальное» чувство?.. Вот почему древний, как мир, сокровен ный, трудно уловимый процесс зарождения любви — в центре многих книг. Правда, по дождем радоваться: все, мол, возвращает ся на круги своя... Сначала с удивлением отметим: зарождение любви в эпоху НТР тоже происходит по-особенному. Происхо дит болезненно, в бунте личности со сло жившимся стереотипом. Вспомню сейчас одно писательское имя. Максуд Ибрагимбеков. Талант его по-насто ящему современен. А темы произведений многочисленны, как лики современной жиз ни. «Сверхзадача» же писателя, в сущности, одна: исследовать психологию, «причуды» сознания человека эпохи НТР. Герой повести М. Ибрагимбекова «Кто поедет в Трускавец» — типичное дитя НТР. Это подчеркивает сам автор, оставляя сво его персонажа без имени. Он такой, «как все», во всяком случае — как многие в том НИИ, где герой работает. Инженер. Двад цать шесть лет. Не женат. Однокомнатная квартира... Что еще? Еще — тонкое понима ние современного стиля: в одежде, в ин терьере жилища, в отношениях на службе и после службы,— словом, в образе жизни. Повесть не случайно написана как монолог героя. М. Ибрагимбеков предлагает читате лю своего рода исследование «психологии современного человека» (выражение само го героя!). Признавая эту типичность, назовем безы мянного героя X. Мы знакомимся с ним в районной поликлинике. К любви X это имеет отношение отдаленное. К его харак теру и внутреннему миру — самое Прямое. Чем болен X? Пока только атрофией чувств. Для выдачи больничного листа этого явно недостаточно. Герою же «бюллетень необходим хоть на недельку! Как воздух необходим. Очень моя нервная система в этом отдыхе нуждается,— начинает свою исповедь X.— Если ее не беречь, она ведь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2