Сибирские огни, 1980, № 2
174 Е. ЦЕЙТЛИН нал,— никогда не было. «Покойно мне с тобой»,— все она говорила. Думал я,, так и должно быть...» Любовь помогает жить. Даже если это чужая и уже ушедшая любовь. Рассказ за канчивается печально и светло — все сразу. Так в жизни и бывает. Жизнь идет, она всегда продолжается: уже умер Дмитрий Константинович; уже безропотно ушла из его дома — по первому слову Геннадия — Наталья, хотя все имущество по завещанию принадлежит ей; уже ездит Геннадий на машине, о которой давно мечтал: осуще ствить мечту помогли* деньги от продажи отцовской^ дома. Жизнь продолжается, и однажды, почти случайно, сын приходит на кладбище. Видит кустик рябины, посажен ный на могиле Дмитрия Константиновича Натальей. И появляется у Геннадия «созна ние своей непоправимой вины перед от цом» и стыдливая нежданная зависть к не м у— покойному — за пережитую на земле такую женскую верность». Художественная чуткость и честность ав тора в том, что он заметил этот момент. Можно назвать героя (и справедливо!) ме щанином, поставив на нем крест. Но ведь было, было: «К горлу тоской поднялась жалость уже к себе. Геннадий Дмитриевич по-иному совсем всматривается в отцов ский портрет на железной пирамидке, и другой, не похожей на прежнюю, замере- щилась ему его дальнейшая жизнь» '. Да, человеческую душу порой возрождает чу жая смерть. Возрождает ее и чужая лю бовь. В рассказе Владимира Конькова, ког да он думает о будущем Геннадия, нет прямолинейных выводов, но есть надежда и вера. ...Не будем говорить, что истинно только то человеческое существование, которое освещено высоким чувством. Это жестоко: ведь любовь — особый дар, талант, доступ ный далеко не каждому. Поэтому не уди вительно, если человек уйдет из жизни, не найдя свою любовь; безусловно другое: он должен стремиться к ней. Однако, читая многие книги современных писателей, вдруг обнаруживаешь: самое понятие — любовь — становится сегодня как бы ненужным, его... стесняются. Если же герои и произносят это слово, то, по жалуй, лишь с оттенком иронии. Герои вся чески избегают открытого проявления сво их чувств. Это не модно. Модна скептиче ская полуулыбка, едва различимая сквозь сигаретный дым: эту полуулыбку часто по казывают в западных фильмах. Мода и чувства? Совместимо ли такое сочетание? Не будем торопиться с ответом. ...Федор Кнорре — прозаик старшего по коления— пишет о жизни молодежи оза боченно, но без осуждения; он исследует, анализирует, улыбается, видя ошибки юно сти — знает: все это проходит... В повести «Весенняя путевка» Федор Кнорре показал и то, сколь губителен для молодежи сте реотип отношений, и то, как, каким обра-1 1 В кн.: В. К о н ь к о в . «Утренняя смена», Кемерово, 1979. зом человек попадает под власть этого сте реотипа. В жизни героини повести Лины Сумаро ковой многое происходит впервые: острота восприятия в данном случае важна и прин ципиальна. Девушка впервые приезжает по путевке в дом отдыха. Впервые попадает «в эти незнакомые места, немножко похо жие на заграницу». Здесь все кажется Ли не интересным и неожиданным: «улицы с нерусскими названиями, вывески магази нов, кафе...» Здесь к Лине Сумароковой впервые приходит любовь. Любовь? Вот мы и приблизились к глав ному. Девушка знакомится с компанией ребят. Веселых, умных, добродушно не за мечающих, что она все для себя бткрыва- ет. Ойи живут за домом отдыха в палатках. Они недавно встретились и вскоре навсег да расстанутся; их объединил отдых: каж дый свой день у моря они пьют нетороп ливо и умело, как пьют в кафе сухое вино. , А Лина больна, от природы застенчива; в городе она живет вдвоем с дедушкой, ощу щая с легкой грустью, но, наверное, без отчаяния, что где-то есть другая жизнь — простая и веселая жизнь молодости. Свое знакомство с курортной компани ей девушка воспринимает как долгождан ный выход из одиночества, как избав ление от своих вечных сомнений, возмож ность попробовать иной «вариант судьбы». Лина легко формулирует про себя законы поведения в среде новых товарищей. И ра достно, с облегчением подчиняется этим законам: «Надо быть своей в компании, уметь танцевать, играть в мяч, плавать и, главное, быть веселой, то есть смеяться шуткам, самой уметь сострить, надо всем насмешничать, все высмеивать, с полуслова подхватывать любой розыгрыш...» Те же законы распространяются здесь и на интимные отношения людей. Первый поцелуй для Лины — сокровенная тайна; это, конечно, событие. «Когда это случилось в первый раз, все было так хорошо вокруг, что ей даже за хотелось плакать, и она что-то попыталась ему объяснить сложное и важное, про то, что вот такого, как у них сейчас, ни у кого не было, и это очень хорошо...» Возлюб ленный Лины — парень с романтическим именем Артур — неплохой человек, но, чувствуя нарушения «правил игры», он вос противится этому, скажет «снисходительно и мягкс^ — Не надо только усложнять!» И «она покорно поспешила согласиться»... Правила игры выполняются автоматиче ски: «...кто-то из темноты, откуда их не могли видеть, окликнул: — Вы что там бормочете? Целуетесь, что ли? — Конечно, целуемся! — весело ответил Артур. И Лина засмеялась и, хотя ее еще тянуло плакать, тоже бодро-насмешливо крикнула: — Конечно, целуемся! — понимая, что ему это понравится». Писатель подробно и верно передает то, что происходит с героиней: ей горько и сладостно — одновременно. Горько: она понимает, что вся ее жизнь противоречит
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2