Сибирские огни, 1980, № 2
173 ОН И ОНА НА ЛИТЕРАТУРНОМ ПЕРЕКРЕСТКЕ труден, поскольку мужчины не желают «сдавать позиций», а жейщины не желают мириться с прежним неравенством. .Жен щины бунтуют. И правильно, конечно, делают». Статья В. Переведенцева содержит заме чание, насмешливо расставляющее все точки над «и» в рассказе Г. Николаева: «Границы домашних обязанностей мужа и жены часто устанавливаются чуть ли не в борьбе, где наступающая сторона — жена, а 'за обороняющимся мужем — традиции, согласно которым домашняя работа муж чину унижает». («Литературная газета», 1978, 15 февраля). Итак, переход, перестройка... Трудно пе рестроить дом, город; насколько же труд нее перестроить человеческую душу,— убеждают нас писатели. Впрочем, современная литература дает и другие ответы на вопрос «что происходит с любовью?». Да, любовь может разбиться об быт, но она может и вообще не возник нуть... Жизнь без любви Среди проблем любви есть не только проблемы, рожденные временем, веком,— есть существовавшие всегда. «...Я муж твой и люблю тебя»,— говорит Алексей Александрович Каренин своей же не. А Толстой внимательно наблюдает за реакцией Анны: «На мгновение лицо ее опустилось, и потухла насмешливая искра во взгляде; но слово «люблю» опять воз мутило ее. Она подумала: «Любит? Разве он может любить? Если б он не слыха'л, что бывает любовь, он никогда и не употреб лял бы этого слова. Он и не знает, что та кое любовь». Увы, Алексей Александрович Каренин не одинок. Как не согласиться с Ю. Рюрико вым— автором поэтичной и одновременно пронизанной анализом книги «Три влече ния. Любовь, ее вчера, сегодня и завтра»: «Трагедия неродившейся любви — одна из самых массовых человеческих трагедий, и вполне возможно, что муки неиспытанной любви куда страшнее для эволюции чело вечества, чем муки неразделенной любви. Ведь человек, который не полюбил,— это человек, который не поднялся на какие-то свои высшие уровни, не стал настоящим человеком,— а таких за время цивилизации было, наверное, десятки и сотни миллиар дов». Существуют ли эти трагедии в наши дни? Вот простая и типичная исповедь, записан ная одним из современных прозаиков: «Да я без мала до сорока прожила, во сне ее не видала, эту любовь. Хоть мелькнула бы, из-за угла платочком махнула... хоть про щебетала бы с веточки да упорхнула! Да я и верить-то бросила, что она у людей бы вает. Песни слушала про всякие любви — зевала со скуки да в уме сдачу считала из магазина...» ■ Женщину зовут Тоня. Она не главная ге роиня— так, встретилась нам е повести Федора Кнорре «Весенняя путевка» и по шла дальше своей дорогой. Прожив «без мала до сорока», Тоня случайно обретает любовь. Искусство всегда пыталось помочь про буждению человеческих сердец. Много кратно литература говорила и о людях, ко торых любовь как бы «оглушает» — мстит за то, что в нее не верили. ...Любовь в рассказе В. Конькова «Рябина у крыльца» кому-то покажется странной. А чье-нибудь этическое чувство, может быть, и оскорбит. Это любовь шестидесяти летнего шахтера Дмитрия Константиновича и сорокалетней женщины по имени Ната лья. Герой уже вышел на пенсию, у него умерла жена, а Наталья не замужем, у нее не очень хорошая, однако вполне заслужен ная репутация. О них судачат соседи, от Дмитрия Константиновича отвернулись его дети. И все это скорее всего естественно..! Но все это еще не составляет рассказа. «Внешне он ровен, без «пережимов» и ухищрений,— писал о «Рябине у крыльца» в своем предисловии к книге В. Конькова Александр Волошин,— но внутренне, под спудно сложен, как сложны бывают чело веческие взаимоотношения, человеческие судьбы, если пристально присмотреться к их сердцевине». Прозрение — вот, мне ка жется, ключевое слово к этому рассказу. Прозрение в отношении к жизни, к любви. Если бы несколько лет назад кто-нибудь рассказал Дмитрию Константиновичу о по добной ситуации, он первый бы возмутил ся. Да так оно, в общем, и было. Отец в свое время резко восстал против предпо лагаемого развода сына. Никак не мог по нять причину. «— Это что же за штука та кая, любовь, по-твоему? — с недоумением и гневом спросил тогда Дмитрий Констан тинович свою жену. И сам же ответил: — Распустились вот, и все тут. «Мается...» А дети при чем? Вот ты с утра до вечера топчешься по хозяйству, и про любовь ду мать некогда. А может, тоже маешься?». Реплика Анны вырвалась, «как неудержан- ный вздох»: «— А чего про нее думать, про любовь? На ней душа человеческая и дер жится». Странным образом в жизни часто все повторяется: спустя годы не может понять отца уже Геннадий. На первый взгляд, кажется: они стали жить вместе потому только, что обоим на земле неприютно. Неприютно Наталье, сни мающей угол у чужих людей; холодно и тускло в опустевшем доме Дмитрия Кон стантиновича. Так думает вначале и На талья. Плачет. Она не хочет жалости, не хочет быть и «полюбовницей». Прозаик талантливо показывает зарожде ние этого чувства. Мы убеждаемся: женить ба Дмитрия Константиновича на Наталье ие бунт дряхлеющей плоти; это бунт не же лающего стареть духа. И еще — прозрение. «Любим мы, сынок, друг друга,— говорит Дмитрий Константинович Геннадию.— Мо жет, и осудишь, те б я . я тоже понимаю. Мать-покойница твоя хорошая женщина была. И врать не стану, без обмана и без упрека мы с ней век прожили. А вот вол нения,— старик кулаком по груди посту-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2