Сибирские огни, 1980, № 2
172 Е. ЦЕЙТЛИН стрелка; семья — работа — магазины — семья». Свою героиню Зинаида Чигарева застает в тот момент, когда для самой Нины Ни колаевны становится’ ясна обреченность круга. Ясно: лучшие годы уже прожиты, и как отличны они от мечты юности! А впе реди — «все тот же размеренно торопли вый бег — бег ни к чему». Лишь однажды вырвется героиня из это го круга — на концерт симфонической му зыки. На один только вечер. СосеДка Нины Николаевны не знает, куда деть билет, ко торый ей насильно вручили на фабрике («Целый вечер одну голимую музыку слу шать— это ж с ума сойти... Я билет уж вы кинуть хотела. Нехай, мол, пропадает тру довая рублевка»). А Нина Николавна вдруг вспомнит, что когда-то она дежурила у фи лармонии в ожидании лишнего билетика, когда-то музыка жила в ней и диктовала ритм ее существования. Но то было' в дру гой, в ее «первой жизни». Уже давно му зыка стала «назойливым шумовым фо ном», теперь она как бы «проскальзывала» мимо сознания Нины Николаевны. Один только вечер за много лет... Музы ка победила время — «этого извечного ее врага, неотступного преследователя». «Ли тературная газета» однажды напечатала целую полосу о стрессах, о том, как с ни ми бороться... Нина Николаевна, наверное, могла бы тоже подсказать ответ: надо пе рестать бежать за временем, надо просто нести его в себе... Один из выводов, который вытекает из повестей Н. Баранской и 3. Чигаревой, это вывод о том, как в жизненной текучке по степенно умирает любовь. Сначала она превращается как бы в... привычку, во что-то разумеющееся, о чем некогда ду мать. Потом сановится воспоминанием о былой любви. Воспоминанием, но не лю бовью. «Все это было, но так давно, так ужасно давно, что мне кажется, будто это была не я, а какая-то ОНА»,— читаем мыв повести Н. Баранской невеселые размыш ления Ольги Воронковой. «Все это было...» А сегодня они с мужем долго припомина ют, когда говорили в последний раз о чем-то другом, кроме продуктов, денег, ну, и, конечно, детей. Сегодня — вечная боязнь забеременеть, странная жалость к самой себе. И внезапный, чудовищный вопрос: «А может, она вообще не нужна мне боль ше, эта любовь?». ...Повесть Н. Баранской и рассказ 3. Чи гаревой написаны с точки зрения женщи ны, рассказы В. Белова — с точки зрения мужчины. В рассказе Г. Николаева «Частная жизнь» эти два взгляда совмещаются. Здесь он и она совсем молодые люди. Недавно окончили институт. Все у них внешне благополучно: есть интересная ра бота, есть отдельная квартира. Но это опять рассказ о том, как погибает любовь, распадается семья. Еще одна иллюстрация к бракоразводным процессам. Да, особый интерес произведения Г. Ни колаева в том, что автор дает нам «исто рию любви» не в одной трактовке. Он вы слушивает обе стороны, реконструируя внутренние монологи Анны и Николая. Се мья у них невелика, детей нет, однако при чина разлада — быт. Как всегда, причина банальна. Как всегда, она очень серьезна. «С какой стати я,— она сделала ударение на слове «я»,— должна мыть посуду, сти рать белье, убираться в квартире?.. Ну по чему я? — повторила она с такой болью, словно молила его спасти от неминуемых страшных мучений.— Что я, неполноценнее тебя?». Недоумение героини легко понять. Ни о какой неполноценности не может быть ре чи. В институте они были равны, по неко торым предметам Анна явно шла впереди и «тянула» за собой Николая. Они равны и в инженерной квалификации и, наверное, в зарплате. Почему же Николай так распре делил их семейные обязанности? Потому что... «в конце концов совершен но очевидно, что он должен полностью посвятить себя работе, производству, а же н а— лишь наполовину, чтобы- вторую по ловину отдавать семье, детям, дому». Ни колаю нельзя отказать в определенной ши роте мышления. «Он же не деспот и не ретроград какой-то, чтобы начисто лишать ее общественной жизни — нет, пожалуй ста !— он же понимает, в каком веке они живут. Пусть работает, совершенствуется, но пусть и не обольщается, не заблужда ется насчет степени свободы, ей отпущен ной: никакой прогресс, никакая эмансипа ция не освободит ее от родов, материнст ва и всего того, что с этим связано. Никто и ничто!». В рассуждениях Николая есть и своя поэзия — поэзия осознания собствен ного, особого, предназначения на земле: «Он, мужчина, свободный и энергичный, должен делать жизнь, быть активным нача лом в семье, и никакого варварства тут нет — простая логика, не более». Как видим, автор при всем сочувствии Анне хочет понять и Николая, вникнуть в «железную» логику его доказательств. Это нужно хотя бы потому, что Николай тоже страдает от непонимания. Он и любит, и жалеет Анну: она кажется ему «трогатель но-беспомощной, как заблудившийся ребе нок». Он решает проявить мужскую даль новидность, высшую «мудрость и не торо питься. Пусть до поры до времени думает, что она права. Он сумеет без крика и ссо ры, по-мужски доказать ошибочность ее взглядов, она сама убедится, и все поти хоньку станет на свое место». Здесь невозможно не улыбнуться! Как наивен и стар этот план современного гла вы семьи. Его так трудно осуществить в конце XX столетия. Скорее всего финалом будет развод все по той же причине — «несходство характеров». И здесь можно тоже сразу дать коммен тарий социолога — комментарий столь точ ный, будто специально написан к рассказу Г. Николаева. «Суть трудностей, пережива емых молодой семьей,— размышляет В. Пе реведенцев,— заключается в том, что она переживает переходный период — от семьи патриархальной, с полным и безусловным главенством мужа, к семье «биархатной» — с равенством мужа и жены. Переход этот
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2