Сибирские огни, 1980, № 2
170 Е. ЦЕЙТЛИН лишь одно условие: чтобы женщины, кото рых он приводит, не пользовались ванной. И вообще надо на жизнь смотреть проще и искать в ней развлечения и удовольствия, потому что работа и обязанности нас сами ищут. У него, у Пашки, сейчас программа- минимум: познать (вместо этого глагола Пашка употребил другой, простой и нецен зурный) сто женщин — это в отместку же не. А потом он найдет невесту с квартирой и вступит с ней в бр,дк». История, не занявшая в повести Евгения Городецкого и половины страницы, харак терна опять-таки даже не сама по себе. Характерна отношением к ней автора. Про заик говорит о судьбе Пашки спокойно, как о явлении вполне заурядном. Он констати рует, а не бьет в колокола. «Банализация явления,— определяет та кой писательский подход критик А. Бочаров в своей книге «Требовательная любовь» и добавляет: ...подобные случаи банализа- ции — когда внутренне драматичное пред стает как обыденное, ибо оно и в жизни стало обыденным, не воспринимается, как трагедия,— не очень редки в нашей лите ратуре». Так неужели правы те психологи, кото рые говорят о том, что НТР рационализи рует человеческое мышление? Неужели эмоции и чувства действительно становятся непозволительной роскошью для нас, лю дей XX столетия? На первый взгляд, о том же свидетель ствует и литература. Причем, свидетельст вует порой неожиданным образом. Напри мер, в некоторых произведениях на совре менную тему любовный треугольник или занимает чрезвычайно мало места или от сутствует вообще. Критики замечали уже: «любовь» является только традиционным «довеском» в иных книгах Михаила Ко лесникова, пьесах И. Дворецкого и Г. Бо карева. «Читая страницы «про любовь», частень ко ловишь себя на мысли: господи, а ведь и без нее прекрасно обошлось бы, да вот, видно, сила привычки сказывается». Так писал в «Литературном обозрении» (1975, № 7) В. Хмара о романе М. Колесникова «Изотопы для Алтунина». Однако восклик нуть «Господи!» хочется и во многих дру гих случаях. А как ярок в этом плане роман Олега Куваева «Территория»! Автор поступил че стнее многих своих коллег — в его книге, в сущности, вообще нет любовной коллизии. «Роман Олега Куваева — роман без жен щин»,— писал И. Золотусский. Женщины по являются как бы на «периферии» романа, но они лишь оттеняют «мужской» характер происходящего. Об этих женщинах не го ворят, их не вспоминают. Теплые волны, . исходящие от них, гаснут в морозном воз духе «Территории». Может быть, это и обеднило роман: ис пытание любовью всегда было важным для литературного героя. Но здесь, полагал Куваев, оно не нужно вообще; чем писать любовь-довесок, любовь «вымученную», лучше совсем обойтись без нее... Так, ху дожник, нетрадиционно и полемично ре шающий проблему «человек и его дело», не менее полемично подошел к решению «вечной» темы. Перефразируя того же Евтушенко, мы можем сказать: «С любовью что-то проис ходит...» Но вопросы остаются. Что проис ходит? Почему? По дороге в завтра Рассказ Марины Назаренко ‘«Юлька» на писан со страстью человека, точно знающе го ответ,— пусть даже этот ответ и безот раден. Написан без ханжества, без боязни тем запретных и «скользких». Место действия рассказа — больничная палата, где женщины в основном стремятся избежать материнства. Жизнь этой обычной палаты читатель видит глазами Елизаветы Михайловны,— немолодой уже женщины, инспектора районо. Знакомя нас с герои ней, автор сообщает: «Она казалась суро вой, резкой, но это не от характера, а от чувства ответственности. Она отвечала за многое, происходившее в школах, в конце концов, за поколение, которое выпускалось оттуда. Под этим знаком ответственности шла жизнь». Этим же «знаком» отмечены раздумья и выводы Елизаветы Михайловны — по за мыслу автора они должны потрясать, оше ломлять. Героиня вспоминает «о недавнем случае в одной школе — в восьмом клас се! — нашумевшем на весь район и вывед шем всех из равновесия», о непростом взрослении собственного сына. Она слуша ет «бесконечные откровенные семейные истории и смачные анекдоты по вечерам, так что сестры прикрикивали за взрывы хо хота»... Но прежде всего читатель вместе с Елизаветой Михайловной с пристрастием наблюдает за юной женщиной по имени Юлька. Та высказывает собственные жиз ненные принципы прямо: «Меня, может, и любят за то, что безнравственная!.. Уж не буду таиться, принцессу из себя строить. Есть такие. Строят, а делают то же, что я...» Скоро вся палата знает Юлькину жизнь — ее прошлое, ее мечты. Работает на стройке («план забиваю — никто не угонится»). Есть у Юльки и любовник — прораб Акопов, а у того есть газик для охоты и еще жена, зуб ной врач... Может показаться, будто автор делает из Юльки «пугало»,'предмет для «неподража- ния». Но это не так. Подлинному искусст ву всегда был чужд подобный прием: классики никогда не стремились «заклей мить» героя — они стремились понять, узнать живую человеческую душу. Душа живая, безусловно, есть и в рассказе Ма рины Назаренко. Есть плач Юльки в ночной палате — после того, как она узнает, что, наверное, уже никогда не станет матерью. Есть безмолвие и растерянность людей, не знающих, как прикоснуться к чужому го рю. Есть острая, как боль, жалость Елиза веты Михайловны к Юльке и так трудно давшееся понимание одного человека дру гим..,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2