Сибирские огни, 1980, № 2
168 Е. ЦЕЙТЛИН Дискуссия шла своим чередом. Кто-то призывал Наташу вспомнить о девичьей гордости; кто-то советовал учиться, идти в библиотеки, музеи, концертные залы... Парень из Норильска звал Наташу при ехать к ним на стройку — «работы здесь под завязку, парни и девчата что надо, здесь она найдет, обязательно найдет сча стье...» В заключение редакция предоста вила слово известной учительнице и публи цистке, автору статей по вопросам морали. Заключительная статья неизменно подни малась над крайностями дискуссии. Круп ным планом вставала здесь проблема че ловеческой личности, повторялась выстра данная нашей школой мысль: любовь зани мает много места в жизни людей, но все- таки это не главное. Главное в том, чтобы стать настоящим человеком... Я восстанавливал эту дискуссию по памя ти — память всегда выбирает характерное. Вспомнить же споры минувших лет полезно для того, чтобы лишний раз убедиться: по добные дискуссии сегодня уже проходят редко; теперь они — признак провинциа лизма. Вопрос «А если это любовь?» звучит как-то ненаучно, банально в эпоху НТР. В ходе аналогичных обсуждений сейчас фигурируют понятия «психологической и физиологической совместимости». Вошли в моду сбциологические исследования «в об ласти семьи и брака». (Кто только не про водит их!). Результаты этих исследований становятся обычным материалом прессы. Особенно упорна, последовательна в этом отношении «Литературная газета». Данные социологии стремительно идут, таким обра зом, в массы. Мы узнаем о проценте раз водов в разных городах и союзных рес публиках страны; о том, как меняется со отношение среднего возраста женихов и невест; сколько женщин и мужчин свобод ны от семьи; как относятся представители отдельных категорий населения к добрач ным сексуальным отношениям и т. д. и т. п. Газеты по-прежнему печатают письма о личной жизни. Однако характер их реши тельно изменился. И закономерно, что вме сто дискуссий типа «А если это любовь?» газеты теперь пропагандируют опыт клубов «Когда тебе за тридцать» (в эти клубы оди нокие, чаще всего интеллигентные, люди приходят знакомиться), рассказывают об «электронной свахе», в порядке экспери мента печатают брачные объявления, об суждают проблемы стратегии и тактики семьи... Вы чувствуете: идет, идет время!., «Вечная» тема в меняющемся мире... Сейчас любят рассматривать те или иные явления на фоне «меняющегося мира». Обычными стали заголовки статей: «Шек спир в меняющемся мире», «Футбол в ме няющемся мире»... Конечно, один из самых интересных поворотов этой ситуации — «вечная» тема искусства в нашем меня ющемся мире. Нельзя сказать, что литература отстает от развития общественного сознания. Напро тив — писатели мобильны в исследовании этой стороны бытия. Вот почему в послед ние годы появилось огромное количество произведений о «странностях любви». Они буквально «хлынули» на страницы журна лов, театральные подмостки, киноэкраны. На киноэкраны, правда, меньше. Бесспор но, здесь была живая потребность читателя и зрителя. Была и потребность художника осмыслить бытие современника. Увы, коли чество произведений вовсе не свидетель ствовало о качестве. Обильно расцвела и так называемая «адюльтерная» проза, и мещанский роман. Эти жанры в литературе требуют скорого выявления. Они опасны. Их «стихия — мелодрама. А мелодрамати ческий успех невозможен без сантиментов и риторики, без ходульных ужасов, поро ков...»,— справедливо замечал критик Ф е ликс Кузнецов. А на театральных афишах замелькали в это время драмы и комедии, один пере чень названий которых выглядит по мень шей мере юмористически: «Муж моей же ны», «Моя теща», «Свекровь», «Женатый жених», «Пятидневный жених», «Фиктивный брак», «Старая дева», «Не верьте мужчи нам», «Уходят женщины» и тому подобное. Поток литературного ширпотреба мало чем примечателен. Если же анализировать серьезные произведения «про это», тен денция вырисовывается четко. Еще двадцать-пятнадцать лет назад ис кусство, к примеру, размышляло о пробле ме разводов. О том, насколько моральны они по отношению к детям, остающимся без одного из родителей, наконец, по от ношению к государству, которое видит в семье один из залогов собственного мо рального здоровья. Ответы — вспомним! — были разные. Проблема возможности или невозможности развода стала одной из центральных в кни ге Г. Николаевой «Битва в пути». Проблема эта была освещена здесь печальным и, по-своему, мужественным взглядом авто ра. Тина и Бахирев расстаются ради счастья детей Бахирева — они видят в разлуке вы сокую необходимость, нравственную неиз бежность. А сама писательница явно нахо дит в этой коллизии то трагическое проти воречие между общим и личным, когда; личное должно определенно приноситься в жертву. Больше того — в столкновении этих понятий Г. Николаева открывает поэзию. В художественном основании этого проти воречия и рождается эстетический резуль тат: читатель видит красоту человеческих душ, отказывающих себе в сокровенном... Да, роман Николаевой имел справедли вый успех не только как роман «производ ственный», но и как роман семейный: нравственная его коллизия отвечала духу времени; тысячи людей находили здесь оправдание собственным -сломанным судь бам и безусловный этический урок. Вот почему, когда в 1962 году появилась статья И. Виноградова, показывающая внут реннюю ограниченность подобного урока, она выглядела смелой. И в действительно
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2