Сибирские огни, 1980, № 2
144 ГЕННАДИИ ПЕТРОВ Люди, собравшиеся отовсюду вокруг А. В. Ржанова, сразу почувствовали себя не на обочине науки, а на ее магистрали. Перед каждой лабораторией и группой были по ставлены масштабные и увлекательные за дачи. Институт, не засиживаясь на старте, быстро пошел за своим лидером — уче ным высокого международного авторитета. Молодым и опытным сотрудникам осо бенно импонировало доверие, отсутствие мелочной опеки, которой зачастую подме няют научное руководство. Указывая цель, директор предоставлял свободу в выборе путей ее достижения, если даже не считал их наилучшими. Ему важнее было разви вать самостоятельность мышления, инициа тиву, укреплять уверенность в собственных силах. Такая система помогала ему изучать людей, выяснять, кто в чем силен. О том, как эта система воспринималась, рассказывает К. К. Свиташев — тот самый ленинградский инженер, который одним из первых попросился к Ржанову со сто роны: — Хуже всего, когда научный руководи тель давит своим авторитетом и служеб ным положением. У нас такого не было и в помине. Мне, например, нравятся опти ческие методы исследования, и никогда Анатолий Васильевич не запрещал ими пользоваться, не навязывал своих излюб ленных приемов эксперимента. Но предо ставленная им свобода ничего общего не имеет с нетребовательностью. Директор терпеть не может бездельников, не выно сит наукообразия — ему нужны действи тельные результаты, реальное продвиже ние вперед. Из двенадцати первых сотрудников ла боратории физики поверхности полупро водников никто не ушел и не переехал. Все стали кандидатами наук, а трое защи тили докторские диссертации. Среди них — Константин Константинович Свиташев. За эти годы он прошел путь от аспиранта до первого заместителя директора института по научной работе. Сегодня в коллективе два члена-корреспондента АН СССР, один надцать докторов и более восьмидесяти кандидатов наук, сильный состав инжене ров и рабочих высокой квалификации. Подавляющее большинство специалистов получило ученые степени здесь. Причем институт не скупится на передачу выра щенных им научных кадров: десятки его питомцев работают в научно-исследова тельских организациях, вузах, на предприя тиях Сибири и других районов страны. Таковы условия для раскрытия способ ностей, для творческого роста, созданные партийной организацией института, его ди рекцией, ведущими учеными. Вернее, та ковы результаты их усилий. А получены они благодаря осуществлению принципов, ко торые помогают создавать и подерживать чистую атмосферу служения науке, народу, обстановку подлинного товарищества. Принципы не новые — они лежат в основе всей жизни советского общества. Но всегда ли мы следим за их неуклонным выполне нием? Всегда ли руководствуемся при ре шении любых, даже мелких вопросов? В Институте физики полупроводников ста раются, чтобы слово постоянно было не разрывно с делом. Вот общепринятый принцип: коллектив ность в работе, коллегиальность руковод ства. Все с ним согласны. А на практике очень часто начальник все решает сам, единолично. А Ржанов не так. Ученый со вет, партийное бюро, местный комитет профсоюза, комитет комсомола, совет* на учной молодежи на равных правах обсуж дают все жизненно важЧые вопросы, наме чают практические меры. Возникают, ко нечно, срочные дела — некогда собирать большое заседание, долго совещаться. Но и тут действует не один директор, а ди ректорат, в который входят руководители общественных организаций и научных отде лов. Медленно, хлопотно? Да. Зато мудрое суворовское правило — «Каждый солдат должен понимать свой маневр» — приме няется здесь глубоко. Понимать — значит не Только постичь умом, но и считать его действительно своим, проникнуться созна нием, что только так и нужно поступать. Люди-то все разные. Один привык действо вать по команде, другой даже самый так тичный совет воспринимает как посягатель ство на демократию и ощетинивается всеми иголками. Анатолий Васильевич учит жить по Марксу: свобода — есть познанная не обходимость. Этой же цели служит и гласность. В лю бом коллективе неизбежны конфликтные ситуации. Несходство характеров, сокраще ние штатов, распределение жилья — да мало ли еще причин для столкновений! Часто такие конфликты загоняют вглубь, «выносить сор из избы» считают позором. В Институте физики полупроводников, на оборот, все выносят на общий суд. — Это создает иногда превратное пред ставление о нашем коллективе: у других, мол, все тихо, а у вас постоянно какие-то потрясения,— усмехается А. В. Ржанов.— Но разве не лучше разрешить любой конф ликт, даже с болью, как при вскрытии на рыва, чем позволить ему исподволь разъ едать коллектив? Важно только, чтобы в таких случаях существовало общественное мнение, чтобы его формировали партий ная, профсоюзная и комсомольская орга низации и чтобы они действовали в Ьдном направлении. Еще один принцип — скромность. Сам Анатолий Васильевич обладает этим ка чеством в высшей мере. Своим примером учит и подчиненных. Но проблема эта не так проста. Талант в науке, способность выдвигать новые идеи — редкость. Таким людям нужно всячески способствовать, создавать наилучшие условия для творче ства. Это дает генератору идей основания чувствовать себя особенным, заноситься перед другими, не обладающими подоб ным даром. Понимание, что как бы ты ни был талантлив, один все равно ничего не сделаешь, далеко не ко всем приходит быстро. С другой стороны, никому не нравится чувствовать себя слепым испол нителем.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2