Сибирские огни, 1980, № 2

СИБИРСКАЯ ПРОПИСКА СЭВ 131 Гостеприимные сибиряки даже слетали в Коми АССР, где расположены леспром­ хозы, в которых давно работают посланцы Болгарии, чтобы изучить их рацион питания. И были весьма озабочены, что где-то в до­ роге «запропастились» контейнеры с фа­ солью. Потом были багровые гвоздики в соро­ каградусный мороз, парил и звенел медью оркестр... лозунги, приветственные речи, крепкие рукопожатия. В системе автоуправ­ ления «Братскгэсстроя» появилось подраз­ деление — болгарская автобаза. Наставники-сибиряки не жалели времени и сил. Отработав свою смену, они шли в учебные классы, где их ждали болгарские коллеги, или выезжали с ними на полигоны, а затем на трассы. Двадцатишестилетний Владимир Виногра­ дов вначале даже опешил, когда ему ска­ зали, чтобы он готовился в шефы к бол­ гарским водителям. — Куда мне, сам недавно из «детского» возраста вышел, а уже в наставники,— про­ бовал отшутиться он. * — Молодой с молодыми быстрее найдет общий язык, будем считать это твоим глав­ ным комсомольским поручением. Инженеры составили специальные про­ граммы, методические материалы, табли­ цы, плакаты на болгарском языке. Впрочем, языковый барьер почти не чувствовался: помогали переводчица Светла Андреева, близость наших языков, шоферская смекал­ ка. Водители из Болгарии шаг за шагом на­ бирались опыта эксплуатации тяжелых ав­ томобилей в суровых сибирских услови­ ях. Километр за километром постигали они трассы сибирского строительного плац­ дарма. Наконец, прозвучало решение комис­ сии: «Готовы в самостоятельные рейсы!». В тот день «Уралец» Антонова вертелся, как юла. Петр Антонович сначала подивил­ ся — кажется, сего'дня КрАЗов больше, и что-то некоторые слишком осторожно «подбираются» к экскаватору. И сразу вспомнил, что говорили накануне на пла­ нерке; приступают к работе водители из Болгарии, помогайте новичкам! Антонов много видел за свою строительную жизнь: был Братск, стал Усть-Илимск, Другие Перелетали самолетами, плыли теплоходом. А он прошел две с половиной сотни кило­ метров «своим ходом», на экскаваторе. Прибыл прямо на стройплощадку, отрабо­ тал смену и только потом пошел устраивать жилье. Болгарские водители вежливо здорова­ лись, высовываясь из кабины, Антонов улыбался в ответ, а про себя думал — ну, что, прибавим ходу? Полторы минуты, и 12-тонный кузов полон. Шеренга самосва­ лов стала «таять» на глазах. После смены кто-то спросил Антонова: — Ну, как болгары? — А я и не заметил, что сегодня нович­ ки ездили,— ответил он с улыбкой. Спустя десять минут можно было уви­ деть Петра Антоновича с двумя шоферами из. болгарской автобазы. На чистом белом снегу он прутиком рисовал схему подъез­ 9* да и что-то деловито объяснял. Таким было начало, зима и ранняя весна-76. А утром 12 апреля 1979 года на строи­ тельстве Усть-Илимского лесопромышлен­ ного комплекса приступили к работе два новых шофера. Накануне их имена стали известны всему миру: Георгий Иванов и Николай Рукавишников. Болгарские, автомо­ билисты зачислили интернациональный кос­ мический экипаж в свои ряды. Они дали обязательство: дополнительно выполнять сменное задание двух человек. Когда ко­ мандир отряда Стефан Станев рассказывал мне об этом, отчетливо вспомнилась исто­ рия славной традиции, родившейся на си­ бирской земле. Земную вахту космонавтов начал 25 сен­ тября 1963 года Юрий Гагарин. В тот день он стал бетонщиком на строительстве Крас­ ноярской ГЭС. С того времени рабочие галактики воз­ водят в Сибири города и заводы, водят по­ езда и пекут хлеб. И условность тут — са­ мая минимальная. Космонавты являются членами производственных коллективов, которые выполняют за них положенный объем работы, а зарплату перечисляют в Фонд мира. В Усть-Илимске это движение стало ин­ тернациональным. Символично, что комсо­ мольско-молодежная бригада, руководи­ мая Димитром Станчевым, носит имя Юрия Гагарина. Она включила в свой состав ко­ мандира «Союза-33» Николая Рукавишнико­ ва. А коллектив Ивана Чирпанлиева— его болгарского коллегу Георгия Иванова. У сибирских водителей в ходу выраже­ ние: «шоссе — не космос». Однако оценить работу молодых болгар на сибирской стройке СЭВ иначе, чем галактическими мерками, нельзя. Через несколько месяцев после приезда, набравшись опыта и подсчи­ тав внутренние резервы, отряд им. Димит­ рова решает выполнить пятилетнее задание за 3,5 года. Это е полным основанием можно охарактеризовать как трудовой под­ виг. Порукой тому работа признанных ли­ деров соревнования, таких, как Иван Чир- панлиев. Он первым в отряде, 21 апреля 1979 года, завершил свою личную пятилет­ ку. Передо мной фотография, которая пЪ- степенно из хроники переходит в разряд исторических. Болгарин Иван Чирпанлиев и русский Николай Кондратьев. Учитель и ученик. Казалось, давно ли молодые сиби­ ряки шефствовали над посланцами брат­ ской страны. А теперь Чирпанлиев стал передавать опыт и навьжи эксплуатации тя­ желых грузовиков членам отряда им. XV III. съезда ВЛКСМ. — На сибирской стройке СЭВ в достаточ­ но короткий срок сложилась стройная си­ стема взаимодействия первичных организа­ ций ДКСМ и ВЛКСМ,— подчеркивает Стефан Станев.— От таких традиционных форм, как празднование памятных дат и юбилеев, мы перешли к единым комплекс­ ным годовым планам работы. Они модели­ руют практически все стороны совместной деятельности. Прежде всего это выразилось в органи­ зации интернационального социалистиче

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2