Сибирские огни, 1980, № 2
СИБИРСКАЯ ПРОПИСКА СЭВ 131 Гостеприимные сибиряки даже слетали в Коми АССР, где расположены леспром хозы, в которых давно работают посланцы Болгарии, чтобы изучить их рацион питания. И были весьма озабочены, что где-то в до роге «запропастились» контейнеры с фа солью. Потом были багровые гвоздики в соро каградусный мороз, парил и звенел медью оркестр... лозунги, приветственные речи, крепкие рукопожатия. В системе автоуправ ления «Братскгэсстроя» появилось подраз деление — болгарская автобаза. Наставники-сибиряки не жалели времени и сил. Отработав свою смену, они шли в учебные классы, где их ждали болгарские коллеги, или выезжали с ними на полигоны, а затем на трассы. Двадцатишестилетний Владимир Виногра дов вначале даже опешил, когда ему ска зали, чтобы он готовился в шефы к бол гарским водителям. — Куда мне, сам недавно из «детского» возраста вышел, а уже в наставники,— про бовал отшутиться он. * — Молодой с молодыми быстрее найдет общий язык, будем считать это твоим глав ным комсомольским поручением. Инженеры составили специальные про граммы, методические материалы, табли цы, плакаты на болгарском языке. Впрочем, языковый барьер почти не чувствовался: помогали переводчица Светла Андреева, близость наших языков, шоферская смекал ка. Водители из Болгарии шаг за шагом на бирались опыта эксплуатации тяжелых ав томобилей в суровых сибирских услови ях. Километр за километром постигали они трассы сибирского строительного плац дарма. Наконец, прозвучало решение комис сии: «Готовы в самостоятельные рейсы!». В тот день «Уралец» Антонова вертелся, как юла. Петр Антонович сначала подивил ся — кажется, сего'дня КрАЗов больше, и что-то некоторые слишком осторожно «подбираются» к экскаватору. И сразу вспомнил, что говорили накануне на пла нерке; приступают к работе водители из Болгарии, помогайте новичкам! Антонов много видел за свою строительную жизнь: был Братск, стал Усть-Илимск, Другие Перелетали самолетами, плыли теплоходом. А он прошел две с половиной сотни кило метров «своим ходом», на экскаваторе. Прибыл прямо на стройплощадку, отрабо тал смену и только потом пошел устраивать жилье. Болгарские водители вежливо здорова лись, высовываясь из кабины, Антонов улыбался в ответ, а про себя думал — ну, что, прибавим ходу? Полторы минуты, и 12-тонный кузов полон. Шеренга самосва лов стала «таять» на глазах. После смены кто-то спросил Антонова: — Ну, как болгары? — А я и не заметил, что сегодня нович ки ездили,— ответил он с улыбкой. Спустя десять минут можно было уви деть Петра Антоновича с двумя шоферами из. болгарской автобазы. На чистом белом снегу он прутиком рисовал схему подъез 9* да и что-то деловито объяснял. Таким было начало, зима и ранняя весна-76. А утром 12 апреля 1979 года на строи тельстве Усть-Илимского лесопромышлен ного комплекса приступили к работе два новых шофера. Накануне их имена стали известны всему миру: Георгий Иванов и Николай Рукавишников. Болгарские, автомо билисты зачислили интернациональный кос мический экипаж в свои ряды. Они дали обязательство: дополнительно выполнять сменное задание двух человек. Когда ко мандир отряда Стефан Станев рассказывал мне об этом, отчетливо вспомнилась исто рия славной традиции, родившейся на си бирской земле. Земную вахту космонавтов начал 25 сен тября 1963 года Юрий Гагарин. В тот день он стал бетонщиком на строительстве Крас ноярской ГЭС. С того времени рабочие галактики воз водят в Сибири города и заводы, водят по езда и пекут хлеб. И условность тут — са мая минимальная. Космонавты являются членами производственных коллективов, которые выполняют за них положенный объем работы, а зарплату перечисляют в Фонд мира. В Усть-Илимске это движение стало ин тернациональным. Символично, что комсо мольско-молодежная бригада, руководи мая Димитром Станчевым, носит имя Юрия Гагарина. Она включила в свой состав ко мандира «Союза-33» Николая Рукавишнико ва. А коллектив Ивана Чирпанлиева— его болгарского коллегу Георгия Иванова. У сибирских водителей в ходу выраже ние: «шоссе — не космос». Однако оценить работу молодых болгар на сибирской стройке СЭВ иначе, чем галактическими мерками, нельзя. Через несколько месяцев после приезда, набравшись опыта и подсчи тав внутренние резервы, отряд им. Димит рова решает выполнить пятилетнее задание за 3,5 года. Это е полным основанием можно охарактеризовать как трудовой под виг. Порукой тому работа признанных ли деров соревнования, таких, как Иван Чир- панлиев. Он первым в отряде, 21 апреля 1979 года, завершил свою личную пятилет ку. Передо мной фотография, которая пЪ- степенно из хроники переходит в разряд исторических. Болгарин Иван Чирпанлиев и русский Николай Кондратьев. Учитель и ученик. Казалось, давно ли молодые сиби ряки шефствовали над посланцами брат ской страны. А теперь Чирпанлиев стал передавать опыт и навьжи эксплуатации тя желых грузовиков членам отряда им. XV III. съезда ВЛКСМ. — На сибирской стройке СЭВ в достаточ но короткий срок сложилась стройная си стема взаимодействия первичных организа ций ДКСМ и ВЛКСМ,— подчеркивает Стефан Станев.— От таких традиционных форм, как празднование памятных дат и юбилеев, мы перешли к единым комплекс ным годовым планам работы. Они модели руют практически все стороны совместной деятельности. Прежде всего это выразилось в органи зации интернационального социалистиче
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2