Сибирские огни, 1980, № 2
126 ГЕОРГИИ БОГДАНОВСКИЙ электроэнергия, увеличился выпуск метал ла. Такой сибирской «революции» в произ водстве алюминия никто не ожидал. Зако нодатели моды устремляются в Сибирь. Чтобы, как писала одна из французских га зет, «вести переговоры со своими совет скими коллегами из Братска». Поскольку конструктивные различия электролизёров на заводах Братска и Конина в принципе незначительны, мы предложили польским друзьям внедрить все наши новинки. Вер нувшись на родину, польские специалисты приступили к модернизации завода в Ко нине. Сибиряки дают необходимые теку щие консультации, реконструкция идет пла номерно. В ходе социалистической экономической интеграции мы руководствуемся уже не простым сложением усилий, а их умноже нием, и даже возведением в степень. Все самое современное, эталонное сегодня ста нет завтра обычно'й практикой горного де ла стран — членов СЭВ. Я убедился в этом, когда осенью 1978 года приехал в неболь шой венгерский городок Альбертирша. Здесь готовилась к сдаче в эксплуатацию первая очередь линии электропередачи на пряжением 750 киловольт переменного то ка, протянувшаяся из украинского города Винницы. Наша ярко-красная «Лада» свер нула на тихую улочку, притормозив у ред кого в эти утренние часы прохожего. Пере водчица Жужанна Гребенар заговорила со старушкой. Я посчитал, что вряд ли .эта женщина, явно незнакомая с техникой вы соких напряжений, укажет нам дорогу к понизительной подстанции. Но был жестоко посрамлен, когда она достаточно ясно от ветила по-русски «Винница», а по-венгер ски подробно объяснила, как туда про ехать. Через пять минут мы были на месте. Нас встретил начальник подстанции Аладар Кимпиан. Узнав, что я из Сибири, он со знанием дела и глубоким уважением заговорил о знаменитых ЛЭП-500, шагающих по тайге. — Сибиряки были пионерами, как поется в известной советской песне — «непростых линий». Наш интеграционный объект пол ностью базируется на таком опыте строи тельства, как на эксплуатации энергосистем за Уралом. Потом мы осматривали подстанцию, со ветское и венгерское оборудование. И за всем увиденным в Альбертирше уже по- другому вырисовывались могучие плотины сибирских гидростанций и ажурные мачты, явно выигравшие соревнование у вековых сосен. Те же чувства возникают, когда в Крас ноярске, в майских и октябрьских колон нах шагает коллектив Сибирского завода тяжелого машиностроения. На знамени предприятия рядом с советскими орден скими лентами — Трудового Красного Зна мени и «Знак Почета» — польские — Орден Заслуги и Орден Командорской звезды. В начале своих заметок я уже упоминал «Сибтяжмаш», как один из первых сибир ских послевоенных экспортеров. За четверть века только Польской Народной Республике поставлены десятки сложнейших, а порой и уникальных механизмов большой грузо подъемности. В последнее время сибиряки поставляют краны для нового металлурги ческого комбината в Катовице, мощность которого составит 9 миллионов тонн в год. Это позволит Польше занять по производ ству стали ведущее место среди стран Европы. «Мы храним в памяти,— написал в декаб ре 1977 года в Красноярск директор ком бината Катовице Збигнев Шалайда,— ту огромную помощь, которую оказал и ока зывает завод братского Советского Союза, участвуя в реализации производственных заданий, с огромным напряжением сил вы полняя заказы для «Гуты-Катовице». Наша «Гута» стала примером интернационализма и братства социалистических стран». А краностроители с гордостью носят польский орден и стремятся выпускать про дукции больше и лучшего качества. Уже сегодня «Сибтяжмаш» с успехом конкури рует на мировом рынке с такими фирмами- фаворитами, как «Юклид» (США) и «Хита чи» (Япония). На заводе завершается ре конструкция, которая сделает предприятие головным в своей отрасли в странах — чле нах Совета Экономической Взаимопомощи. Пожалуй, наиболее рельефно выглядят сибиряки в двухстороннем и многосторон нем сотрудничестве с Монгольской Народ ной Республикой, когда они выступают своеобразными полномочными представи телями Совета Экономической Взаимопо мощи. Конечно, сказывается территориаль ная близость. Но определяющим является другое. Монголия перешла к строительству социализма сразу от феодализма, Миновав целую эпоху — капитализм. Естественно, что страна, которая была одной из самых отсталых на планете, где единственной формой материального производства яв лялось экстенсивное кочевое скотоводство, вряд ли смогла бы в одиночку создать со временное аграрно-индустриальное хозяй ство. Сначала при содействии Советского Союза, а теперь всех стран •— членов СЭВ в Монголии появились крупные промыш ленные предприятия. Как говорится, «в одной сцепке» двига ются сибирские и монгольские транспорт ники, объединенные в акционерное обще ство «Улан-Баторская железная дорога». На стройки Монголии идут материалы, ма шины и механизмы из Сибири, там работа ет много советских строителей. Недавно линии электропередач связали объединен ную энергосистему Сибири с индустриаль ными центрами МНР. Я назвал лишь некоторые сибирские ад реса СЭВ, приведу еще несколько цифр. По приблизительным оценкам на долю Сибири приходится примерно 15 процентов экспорта Российской Федерации. Поставки из Восточных районов в страны СЭВ осу ществляют более 400 различных предприя тий, которые направляют в них от 30 до 70 процентов своей экспортной про дукции. А теперь мне хочется остановиться на одной из ведущих отраслей сибирской эко номики — лесопереработке,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2