Сибирские огни, 1980, № 2

СИБИРСКАЯ ПРОПИСКА СЭВ 125 тогда можно было пересчитать на пальцах. Дошли почти без царапин. Однако в нашем рейсе было более значительное, осознан­ ное позже. Сибирь, пользуясь флотским термином, выходила на фарватер между­ народного социалистического разделения труда. Страна, действительно, приступала к но­ вому этапу социально-экономического «по­ корения» Сибири, которое одной из целей имело будущее активное сотрудничество с различными странами. Той же осенью 1954 года другие парохо­ ды высадили на скалистый берег Ангары первых строителей Братской ГЭС. Стала создаваться большая химия Сибири, спе­ циализировались машиностроение и легкая промышленность. Постепенно устанавлива­ лись прочные связи между Восточными районами СССР и странами — членами Совета Экономической Взаимопомощи. Причем, решающий шаг, как принято теперь говорить, был сделан в эпоху ком­ пьютеров. ^ В 1966 году Чехословакия предоставила Советскому Союзу кредит в виде различ­ ного оборудования и материалов для неф- тегазопромыслов Западной Сибири. Он по­ гашается (1971— 1984 годы) поставками нефтепродуктов сверх объемов, опреде­ ленных обычными соглашениями. Сегодня половину советской нефти дает Сибирь. Удельный вес Восточных районов в добыче газа к концу десятой пятилетки поднимется до 31,3—35,6 процента. Около 90 процентов нефти и нефтепродуктов и более 20 про­ центов газа, потребляемых странами — членами СЭВ, поставляется из Советского Союза. Этб позволило увеличить их долю в топливном балансе социалистических госу­ дарств Восточной Европы с семи (1961 год) до 34 процентов (1975 год). В небольшом якутском поселке Берелех я видел примечательный прижизненный памятник. На пьедестале, в знак особых за­ слуг в освоении Севера, водружен... чехо­ словацкий грузовик «Татра». Казалось бы зачем небольшой Чехословакии, где мягкий климат и прекрасные дороги, иметь практи­ чески единственную в мире фирму, которая серийно выпускает большегрузные автомо­ били высокой проходимости? Когда в рамках СЭВ определялись «автомобильные привя­ занности» страны, был учтен ранее имев­ шийся опыт выпуска дизельных машин с воздушным охлаждением, высокая квали­ фикация рабочих этой отрасли. Производ­ ство «Татр» значительно расширилось пос­ ле получения кредитов, использованных на реконструкцию, от Международного инве­ стиционного банка стран — членов СЭВ. По мнению специалистов, сегодня чехословац­ кие грузовики не имеют равных в своем классе. Их можно встретить на всех конти­ нентах планеты, там, где обычно кончается асфальт. Знаменательно и другое. Одна из последних моделей «Татры» названа — «Си­ бирячка». Впрочем, в международном социалисти­ ческом разделении труда для Чехослова­ кии в целом характерна транспортная спе­ циализациям Это отчетливо заметно и в Сибири. На улицах городов — чехословац­ кие трамваи, а на реках — пассажирские теплоходы. В небе Сибири вполне освоился легкий самолет «Пчелка». Современные сибирские адреса сотруд­ ничества постоянно напоминают и о Дру­ гом. О живой связи времен. Я ехал на Братский алюминиевый завод по улицам поселка, который носит имя польского революционера, активного уча­ стника восстания 1863—1864 годов Алек­ сандра Чекановского. Царское правитель­ ство отправило его в Сибирь, в глухое та­ ежное село Братск, что притулилось на лесистом берегу Ангары. Чекановский бы­ стро стал своим среди сибиряков. Будучи геологом, он стал изучать местные природ­ ные ресурсы, организовал метеорологи­ ческие и гидрологические наблюдения. «Сибирь признает и ценит эти заслуги политических ссыльных поляков. Сибирский народ и общество сохранили к ним за это признательность»,— писала о Чекановском и его товарищах газета «Сибирь», выходив­ шая в то время в Иркутске. А спустя почти три четверти века, в 30-е годы нашего столетия, проектировщики Ангарского каскада гидроэлектростанций записи Чекановского, в числе немногих ис­ ходных научных документов прошлого, сде­ лали своей настольной книгой. И вот построена крупнейшая на планете Брат­ ская ГЭС. А в 50 километрах от нее возник алюминиевый гигант, высококачественную продукцию которого хорошо знают в более чем 20 странах мира, в том- числе и Польше. Собственное производство алюминия впервые в ПНР было начато на предприя­ тиях, созданных при техническом содейст­ вии Советского Союза. Сегодня сотрудни­ чество в области -цветной металлургии вступило в новый этап. Сибиряки — основ­ ные производители советского алюминия, консультируют специалистов из братской страны, предложив им планы .частичной ре­ конструкции польских заводов. Главный ин­ женер БрАЗа Николай Семенович Матвеев полон впечатлений от поездки в Польскую Народную Республику. — В 1977 году в Братске,— рассказывает он,— побывала группа инженеров и руко­ водителей ‘ алюминиевого завода из поль­ ского города Конин. С особым интересом они изучали процесс реконструкции техно­ логии без остановки производства, который постоянно осуществляется на БрАЗе, очи­ стные сооружения, обеспечивающие еже­ часный обмен воздуха в цехах, а также раз­ личные мероприятия по технике безопас- 1ности. Одна примечательная, на мой взгляд, деталь. Основное оборудование — электро­ лизёры, которые поставила на завод в Ко­ нин французская фирма «Пешине-Южин- Кюльман»,— всегда и везде преподноси­ лось как верх совершенства. Но вот совет­ ские специалисты проектируют завод в Братске, пускается первый цех, строится второй, и сибиряки вместе с учеными, мо­ дернизировав электролизёры, резко уве­ личивают их рабочие параметры. В резуль­ тате эффективнее стала использоваться

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2