Сибирские огни, 1980, № 2

О Ч Е Р К И П У Б Л И Ц И С Т И К А Георгий Богдановский СИБИРСКАЯ Решающий шаг в эпоху компьютеров Москва, Калининский проспект. Тридца­ тиэтажное здание из бетона, стекла и алю­ миния напоминает раскрытую книгу. На площади перед ним развеваются государ­ ственные флаги стран — участниц Совета Экономической Взаимопомощи, Здесь рас­ положился аппарат СЭВ. Те же флаги и тот же архитектурный об­ раз, ставший своеобразным символом этой международной экономической организа­ ции, только в уменьшенных размерах, я ви­ дел на строительных площадках Усть-Илим­ ска, в сборочных цехах красноярских заво­ дов, в лабораториях Сибирского отделения Академии наук СССР, у пастухов-долган, гоняющих стада олрней на побережье Се­ верного Ледовитого океана, и даже в ор­ ганном зале Иркутска. Совету Экономической Взаимопомощи исполнилось 30 лет. Этот рубеж считается возрастом зрелости. И действительно так, ибо он подкреплен весомыми успехами в деле строительства социализма и комму­ низма. Так, темпы роста национального до­ хода и промышленной продукции стран — членов СЭВ в 1951—1978 годах были втрое выше, чем у развитых капиталистических стран. Тридцать лет назад государства — члены СЭВ производили 18 процентов ми­ ровой промышленной продукции, сегодня— примерно одну треть. На их долю раньше приходилось 15 процентов мирового наци­ онального дохода, а нынче — 25. В этих впечатляющих цифрах есть и си­ бирский вклад, а также немало адресов, имеющих постоянную сибирскую прописку. Вспоминаются старые кадры кинохрони­ ки. Отгремел салют Победы. Эшелоны с сибирским лесом отправляются в Восточ* ПРОПИСКА СЭВ ную Европу для восстановления разрушен­ ных фашистами городов. Ко времени ор­ ганизации Совета Экономической Взаимо­ помощи (январь 1949 года) народное хозяйство Сибири переживало трудный пе­ риод. Сказалась послевоенная' реконвер­ сия, переориентация индустрии с оборон­ ного на гражданский характер. Сократи­ лись общие темпы роста валовой продукции машиностроения, металлообработки, тек­ стильной, швейной, обувной промышленно­ сти. Большие средства затрачивались на достройку предприятий, действовавших по временным технологическим схемам. Однако это было временным явлением. И снова на память приходит кинолента минувших лет. Красноярск, Сибирский за­ вод тяжелого машиностроения, 1953 год. Первая высококвалифицированная, настоя­ щая экспортная продукция в истории не только предприятия, но и, пожалуй, после­ военной Сибири— три мостовых крана для Польши, для металлургического комбината в Новой Гуте. И, словно в ответ, спустя год, осенью* 1954-го на Енисее и Лене появились белоснежные комфортабельные теплохо­ ды, построенные на верфях Германской Демократической Республики. Весь Красно­ ярск сбежался их смотреть. Мальчишки за­ видовали мне, когда отец — потомственный речник — провел меня на мостик флагмана «Валерий Чкалов» и даже познакомил с ка­ питаном. Недавно я напомнил это Степану Ивановичу Фомину, теперь начальнику Ени­ сейского пароходства. — «Перышки» в океане — называли мы тогда операцию по проводке речных судов Северным морским путем,— оживленно стал рассказывать он.— Из Европы домой шли несколько месяцев. Особые трудности встретились в Ледовитом, океане, где при­ ходилось больше надеяться на опыт и ин­ туицию, чем на мощные ледоколы, которые

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2