Сибирские огни, 1980, № 2
О Ч Е Р К И П У Б Л И Ц И С Т И К А Георгий Богдановский СИБИРСКАЯ Решающий шаг в эпоху компьютеров Москва, Калининский проспект. Тридца тиэтажное здание из бетона, стекла и алю миния напоминает раскрытую книгу. На площади перед ним развеваются государ ственные флаги стран — участниц Совета Экономической Взаимопомощи, Здесь рас положился аппарат СЭВ. Те же флаги и тот же архитектурный об раз, ставший своеобразным символом этой международной экономической организа ции, только в уменьшенных размерах, я ви дел на строительных площадках Усть-Илим ска, в сборочных цехах красноярских заво дов, в лабораториях Сибирского отделения Академии наук СССР, у пастухов-долган, гоняющих стада олрней на побережье Се верного Ледовитого океана, и даже в ор ганном зале Иркутска. Совету Экономической Взаимопомощи исполнилось 30 лет. Этот рубеж считается возрастом зрелости. И действительно так, ибо он подкреплен весомыми успехами в деле строительства социализма и комму низма. Так, темпы роста национального до хода и промышленной продукции стран — членов СЭВ в 1951—1978 годах были втрое выше, чем у развитых капиталистических стран. Тридцать лет назад государства — члены СЭВ производили 18 процентов ми ровой промышленной продукции, сегодня— примерно одну треть. На их долю раньше приходилось 15 процентов мирового наци онального дохода, а нынче — 25. В этих впечатляющих цифрах есть и си бирский вклад, а также немало адресов, имеющих постоянную сибирскую прописку. Вспоминаются старые кадры кинохрони ки. Отгремел салют Победы. Эшелоны с сибирским лесом отправляются в Восточ* ПРОПИСКА СЭВ ную Европу для восстановления разрушен ных фашистами городов. Ко времени ор ганизации Совета Экономической Взаимо помощи (январь 1949 года) народное хозяйство Сибири переживало трудный пе риод. Сказалась послевоенная' реконвер сия, переориентация индустрии с оборон ного на гражданский характер. Сократи лись общие темпы роста валовой продукции машиностроения, металлообработки, тек стильной, швейной, обувной промышленно сти. Большие средства затрачивались на достройку предприятий, действовавших по временным технологическим схемам. Однако это было временным явлением. И снова на память приходит кинолента минувших лет. Красноярск, Сибирский за вод тяжелого машиностроения, 1953 год. Первая высококвалифицированная, настоя щая экспортная продукция в истории не только предприятия, но и, пожалуй, после военной Сибири— три мостовых крана для Польши, для металлургического комбината в Новой Гуте. И, словно в ответ, спустя год, осенью* 1954-го на Енисее и Лене появились белоснежные комфортабельные теплохо ды, построенные на верфях Германской Демократической Республики. Весь Красно ярск сбежался их смотреть. Мальчишки за видовали мне, когда отец — потомственный речник — провел меня на мостик флагмана «Валерий Чкалов» и даже познакомил с ка питаном. Недавно я напомнил это Степану Ивановичу Фомину, теперь начальнику Ени сейского пароходства. — «Перышки» в океане — называли мы тогда операцию по проводке речных судов Северным морским путем,— оживленно стал рассказывать он.— Из Европы домой шли несколько месяцев. Особые трудности встретились в Ледовитом, океане, где при ходилось больше надеяться на опыт и ин туицию, чем на мощные ледоколы, которые
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2