Сибирские огни, 1980, № 1
190 В. ОСОКИН назад присутствовал при разговоре М. А. Константиновского с литератором Т. И. Филипповым. «Говорят, что вы посоветовали Гоголю сжечь второй том «Мертвых душ»?» — спро сил Филиппов. Вначале Константиновский категорически отмежевался от такого об винения. Но затем, в пылу самооправда ния, проговорился: «Возвращая тетради, я воспротивился опубликованию некоторых из них... даже просил уничтожить». Как удалось установить, последнее сви дание Константиновского с Гоголем про изошло 4 февраля 1852 г. (после чего Го голь заболел и уже не оправился). Тогда-то и приказал Константиновский Гоголю сжечь рукопись. «О. Матвей,— писал далее Ф . И. Образцов,— потребовал от Гоголя отрече ния от Пушкина. «Отрекись от Пушкина. Он был грешник и еретик». А ведь Гоголь считал Пушкина солнцем своей жизни. Что же потребовал еще от Гоголя «духовный отец»? «Врача не обвиняют, когда он по серьезности болезни прописывает боль ному сильные лекарства»,— так оборвал свой разговор Константиновский с Филип повым. «Сильные лекарства?» Да, мы можем о них догадываться. Лечивший писателя док тор А. Т. Тарасенков в своей книге пишет, что Гоголь, в высшей степени деликатный в отношениях со своим «духовным отцом», в сильнейшем волнении велел ему замол чать. Изучаешь личность изувера Констан тиновского и будто слышишь, как в тот ве чер он угрожал писателю муками ада, ана фемой, если тот откажется уничтожить рукопись... Безусловно, Гоголь сначала обещал вы полнить это требование. Утром 5 февраля он нашел в себе силы проводить Констан тиновского до вокзала Николаевской же лезной дороги (священник возвращался в Ржев через Тверь). После этого начались те тяжелые переживания писателя, о ко торых он никому не говорил и которые иными современниками, да и потомками, были приняты за психическое заболевание. На самом же деле, его ночные молитвы были выражением обычного психологиче ского состояния верующего, попавшего в столь тягостное положение. Будучи «ду ховным сыном» Константиновского, он, по неписаному ритуалу православной церкви, был обязан выполнить приказания священ ника— сжечь рукопись-. Однако Гоголь прекрасно сознавал всю силу и величие своего создания. Наконец, он преодолел влияние Константиновского (в этом его великий нравственный подвиг!) и решил оставить рукопись «своим друзь ям». Однако, доведенный домогательства ми Константиновского до тяжелого нервно го приступа, он по рассеянности, нечаянно, вместо ненужных бумаг сжег беловик «Мертвых душ». Верный страж православия, Константи новский хорошо понимал огромную сати рическую силу этого произведения, обнажа ющего, по выражению А. В. Никитенко, «национальную трагедию» России. И «свя той отец» сделал все, чтобы уничтожить рукопись, и — так или иначе — добился своего... Если Матвея Константиновского следует считать прямым виновником предсмертной болезни Гоголя, то лицом, повинным в том, что до нас не дошла окончательная редак ция второго тома, надо признать А. П. Толстого. Гоголь умер 21 февраля 1852 г. (по ста рому стилю). Александр Толстой объявил, что никаких бумаг после покойного не ос талось. Однако через два с половиной ме сяца он заявил, что некоторые рукописи все же обнаружены. И предъявил опекунам Шевыреву и Капнисту четыре с половиной главы второго тома ранней, черновой ре дакции 1845 года. Два с половиной месяца он был полным хозяином имущества Гоголя. Кто -дал ему такое право? Что он сделал с бумагами пи сателя? Мы знаем, что Гоголь собствен ной' квартиры не имел, а жил у Толстого по его приглашению, «из милости». Толстой и воспользовался создавшимся положением: бесцеремонно рылся в бу магах умершего и самовольно решал их судьбу. Литературовед Е. Смирнова-Чикина на шла письмо этого «мецената» к сестре Софье Петровне, по мужу Апраксиной: «Я не могу покинуть это дело, этот послед ний долг, который я обязан отдать покой ному, дела, которыми я буду заниматься сегодня и еще несколько дней. Я не знаю достаточно Шевырева, чтобы доверить ему это дело без меня и оставить его одного хранителем этих бумаг, тем более, что Ъ нахожу и извлекаю мои письма и также ваши, мой дорогой друг» («Октябрь», 1959, № 4). Александр Толстой не мог не знать, что по закону должен был сразу же отдать все бумаги умершего опекунам-душеприназчи- кам. Если он «извлекал» неугодные ему письма, то с такой же легкостью мог «изъ ять» и рукописи. В самом деле, если Го голь перепутал бумаги и сжег вместо чер новиков беловик, то где же черновик этой самой последней редакции? А ведь ра зыскание его было бы равносильно обна ружению беловика, т. е. окончательного, завершенного Гоголем, варианта, о котором мы толкуем как о замечательном творении. Но какие у нас основания заподозрить А. Толстого в утаении, «изъятии», а может, и уничтожении рукописи? Все, что мы знаем об этом человеке, го ворит в данном случае не в его пользу. Будучи военным губернатором Одессы,- он был обвинен в интригах против ново российского генерал-губернатора графа М. С. Воронцова и отстранен от должности без права занимать государственные пос ты. Жил. в Москве, ожидая «случая». После смерти Гоголя всячески содействовал из данию его религиозных сочинений и пы тался изобразить писателя ревностным по борником православия. Получил должность обер-прокурора Синода. Закончил жизнь членом Государственного Совета.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2