Сибирские огни, 1980, № 1
184 АЛЕКСАНДР ПАНКОВ Лубок — достояние продукции, которую Ф . Абрамов, выступая на VI съезде писате лей СССР, определил как псевдонародность и пейзанство. Примечательно, что здесь также господ ствуют законы своебразной «бескон. фликтности» — только устроены они в духе сельской идиллии. Отделяя плакат, коллаж, лубок от под линной литературы, мы не можем, однако, не принимать в расчет присутствие этих форм в культуре. Они родились не на пу стом месте, но как факт художественного производства, обусловленного существова нием массовой коммуникации. Не приходится игнорировать влияние средств массового социального общения на жизнь и организацию современного искус ства. Желательно только, чтобы эти процес сы не вошли в реальное противоречие с ис тинным творчеством. Это, в частности, пред полагает, что критика и издатели способны ясно различать, когда перед ними произве дение художника, а когда — поделка. В противном случае грозит произойти опас ное смешение эстетических критериев. Ар хитектоника художественных конфликтов — один из опознавательных знаков эстетиче ского качества. 'А вот в литературе серьезной и глубокой проблемы индивидуального существования и проблемы образа жизни исподволь рож дают перекличку книг, чьи авторы до недав него времени считались представителями совершенно разных творческих «кругов»; Как ни странно, заметнее всего это про явилось при обращении очень несхожих литераторов к «теме любви», к ситуации рандеву... Категория «образ жизни» не любит пред- заданной грани добра и зла, общего и лич ного. Она исходит из суммарного смысла жизненных ситуаций, тщательно различает в характере лицо, роль и личину, в обстояв тельствах — форму и сущность, в дей ствии — возможность ' и необходимость, в выборе — пользу и вред, в цели — истину и ложь, в результате — правоту и вину, в душе — красоту и безобразие. Ее интере сует не действительность случайных фактов и не буква прописной морали, но суще ственность народного опыта и свет жизне способных гуманистических ценностей. Свет этот и опыт этот нужны нашему современнику и его потомкам, чтобы каж додневно растить в себе полноценную личность, находить верное и разносторон нее приложение своей жизненной активно сти; чтобы, не боясь самых неожиданных правд И самых суровых обстоятельств, под ниматься до общей правды и новой дей ствительности, строить жизнь на прочных социалистических й народных началах. Жизнестроительное движение не может иметь остановки. Оно существенно для всякой исторической минуты и всякой че ловеческой планиды, ибо над нею всегда незримо витает разрушитель — Дионис и созидатель — Аполлон. Поэтому неустанно пульсируют в литературе вечные темы и вопросы, плотно смыкаясь с горячей со временностью. Поэтому судьба истинной литературы, ее героев и конфликтов уст ремлена в завтрашний день,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2