Сибирские огни, 1980, № 1
182 АЛЕКСАНДР ПАНКОВ Хотя бы потому, что уже В. Белов в расска зе «Речные излуки» выступил никаким не ^«деревенщиком», а просто художником- реалистом, сумевшим заглянуть в глубин ные струи жизненной реки. Под влиянием глубинных познавательных устремлений прозы взаимосвязь «старого» и «нового» в литературном сознании сме стилась. Приобрел нешуточную цену родо вой опыт поколения прошедшего и уходя щего. А он' убеждал, что народная жизнь начинается с конкретного человека и к не му возвращается, пройдя круг испытаний, свершений, будничной работы; что человек эт(ЗУ многое может, коли развернется его трудовая ухватка, самодеятельность и здра вый смысл, помогающий и собой распоря диться, и найти живые формы «артельной», коллективной жизни. Этот же опыт звучал укором Борзовым, Мотяковым, Козонковым, гордящимся чи ном, наводящим вокруг себя показной шум и путающим новаторство с прожектерством, деловитость с казенщиной, активность с го ловотяпством. Борьба «гражданства» и «мещанства», чувства общности и себялю бия, нравственности и эгоизма происходит в самих героях, в их душах и характерах. Бывает, что герой поступает нравственно или безнравственно, бывает, что обстоя тельства складываются удачно или не удач но,— но опасаться нужно прежде всего тех форм эгоизма, безнравственности, которые выдаются за форму гражданскую, обще ственную, официальную, будучи на самом деле всего лишь казенной маской. Проти вопоставить этому можно только одно — живые силы народной среды, ее историче ский опыт Но — стоп! Проблема становится черес чур сложной и специальной, грозит до стичь предела, за каковым надо переходить от эстетики и этики к конкретной социоло гии. Несколько лет назад в нашей критике за шел спор о героях публицистики, попавших в «заколдованный круг». Затем последовал спор о «реальном человеке». Суть полеми ки сводилась к тому, что одни критики видели решение конфликтов, показанных литературой, в апелляции к нравственному миру личности и в критике «плохих» лю дей. Другие настаивали на лервостепенно- сти «объективных условий». На мировоззренческом -уровне круг сей действительно трудно расколдовать манове нием руки или умного тезиса, поскольку во все времена нравственные качества лю дей не были безразличны к борьбе инт.'фе- сов, к «объективным условиям» жизни. А «объективные условия» — вот хитрая ка тегория!— включали в себя не только фор мальные установления, не только социаль ные отношения общественных групп и институтов, но всю действительность нравов, современного образа жизни и культуры. Один из традиционных парадоксов обще ственной мысли состоит в том, что так на зываемые «реальные люди» подвергали обычно критике ни мало ни много— всю «действительность» и все «условия» оптом. После чего неизменно вновь возникала проблема социального управления, реали зации общих идей и принципов в конкрет но-естественной жизни. Вот тут-то не на шутку скрещивались «старое» и «новое», норма и антинорма, рождались «заколдо ванные круги», а внутри них происходили — по тем же законам живой жизни — всевоз можные метаморфозы цепей и итогов, слов и дел, причин и следствий. И всякий результат был одновременно концом и на чалом. Например, «реальный человек», начав путь и мысля себя в качестве агента исто рии, мог не вдруг попасть на роль ее «объекта», ее «материала». Мог, желая об рести власть над обстоятельствами, «закол- доваться» обстоятельствами еще более за мысловатыми. По крайней мере самоуверен ность на сей счет легко оборачивалась разрывами в собственной практике. Но практика же требовала заново ставить «на попа» общие проблемы, неустанно искать выход из очередного житейского круга. К таким думам склонялись не только ге рои бахиревского типа — донкихоты, не желавшие подчиняться невидимой силе ве щей и неписаным правилам будничной ло гики. Не только нервные молодые роман тики, болезненно переживающие иронию истории. Думать об этом заставляли и не счастливые герои В. Шукшина, в особенно сти «чудики», съехавшие с корня. Проблема «гражданства» и «мещанства» глубоко волновала В. Шукшина, но в ито ге он своими рассказами втеснил в этот и близлежащие конфликты новый смысл. Пользуясь словами самого писателя, мы в данном случае говорим о столкновении Нравственности и Правды, то есть — о тяжбе должного и сущего, о том, как люд ской быт ищет гармонии и добра, пытается соединить высокое с низким, идеальное с реальным посреди естественного хода со бытий. Первоклассный художник, В. Шук шин взглянул на противоречия жизни так, что стало невозможным мыслить идеал на месте действительности. Должное и сущее были распределены согласно законам реа листического миросозерцания и здравой диалектики. Недаром проза В. Шукшина и других лучших художников 70-х годов по будила нас перечитывать русскую классику, проникнуться ее духовно-гуманистическим пафосом, ее правдивой искренностью и полнотой зрения. Что же касается «заколдованного круга» житейских проблем, а также баланса нрав ственности и правды, то литература не оты скала на сей счет готовых рецептов и все общих панацей. Да и не могла найти. Еще -Н. Г. Чернышевский утверждал: «Стремле ния человека и потребности человека су ществуют независимо от литературы. Ни возбудить, ни усыпить, ни усилить, ни осла бить их она не может. Не может она по ставить человеку новых целей, к которым он не стремился и без нее. Над всем этим бессильна ее власть, над всем этим исклю чительно владычествует сила событий, оди наково действующих на молчаливого и раз говорчивого, на читающего и не читающего журналы».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2