Сибирские огни, 1980, № 1
СУДЬБА КОНФЛИКТА 177 дивидуализма вообще 1, а конкретный раз бор жизненных ' закономерностей и ве роятий, оборачивающих действия живого человека в пользу или во вред Народной судьбе, общему делу, близким людям и в конце концов ему самому. Коль скоро мы взялись искать в литерату ре единую логику художественных конф ликтов, то говорить прежде всего нужно о поисках п о д л и н н о с т и , о личной ответ ственности человека, о его жизненной — гражданской и нравственной — позиции в минуту выбора. Сосредоточенное осознание настоящего позволяет прозе своевременно узнать но вый исторический опыт, ввести его в оби ход народного духа и культуры. Характер ной для литературы последних лет стала ситуация в ы я с н е н и я о т н о ш е н и й . Ге- ) рою (а вслед за ним и читателю) предо ставлено р а з о б р а т ь с я в событиях, в окружающих его людях, в себе. Стремление отделить зерна от плевел, различить грани добра и зла, пользы и вре да, истины и лжи руководит персонажами многих книг. Вспоминается партизан Степка из повести В. Быкова «Круглянский мост». Степка во время боевой операции схлест нулся с командиром диверсионной группы Бритвиным, который действует по принци пу «цель оправдывает средства». Повесть завершается ожиданием суда, справедливо го разбора. Ждут комиссара. «Комиссар разберется. Не может быть, чтобы не разобрался. Пусть едет комиссар!» Доминантой повествования здесь стало самосознание героя. Для него жизнь ли шена твердых и неизменных определений, идеал и реальность не тождественны, за дач а— найти живые «определения» воз никшей ситуации, применить нравственные начала к критической обстановке и к себе самому. Случай этот любопытен еще и тем, что Степка формально не прав, Бритвин — фор мально прав. Возникает вопрос о справед ливости, об истине, о соответствии слова и дела. И это один из характерных вопросов, волнующих прозу 60—70-х годов. Совре менная жизнь — динамичная, неуравнове шенная, пронизанная политическим и со циально-психологическим напряжением,— сплошь и рядом рождает ситуации, когда реальный и формальный смысл происходя щего двоится, когда нравственность и праг матика не в ладу, когда социально-нравст венные оценки запутаны и смещены, и нуж но употребить немало сил и ума, чтобы пробиться сквозь скорлупу слов и пристрас тий к ядру правды. Рост самосознания героев, активность их рефлексии получили в критике имя «внут реннего конфликта». Но было бы неверно резко отделять его от конфликта «внешне го», ибо причины душевной борьбы героя с самим собой скрыты в фактах видимого действия, в фактах общения.1 1 Кстати, разумно понятый индивидуа лизм _ один из элементов человеческой ак тивности, о чем говорили еще Ф. Энгельс и Н. Г. Чернышевский. 12 Сибирские огни № 1. День за днем литература воспроизводит нравственные задачи, бытующие в повсед невной жизни народа. Связующим звеном в столкновениях сегодняшних героев стано вится критика тех явлений социального, этического и психического порядка, кои расходятся с гуманистическими идеалами и ведут к деформации социалистических от ношений, к нарушению нормальной жизне деятельности общества, к ослаблению его реальной жизнеспособности. Такая критика звучит предупреждением при встрече с симптомами отчуждения, эскапизма, духов ной девальвации. Мы замечаем озабоченность иных героев тем, что мирная жизнь подчас готовит им подвохи, сравнимые по психологической нагрузке с испытаниями фронтовыми. В «Друзьях» Г. Бакланова происходит такой разговор: «Эх, ты,— сказала Аня.— ...А еще на фронте был....» «На фронте другое»,— отвечал Андрей. Духовное состояние личности, ощутившей колебания земной почвы и необходимость сознательно найти верный путь, отразилось в романе Ю. Бондарева «Берег». Главным героем выбран писатель. Стало быть, чело век, глубоко вовлеченный в идейную жизнь, в идеологическую борьбу, в добычу хлеба духовного. И действительно, хлеб 'этот об ретает запах и вкус лишь тогда, когда он выращен заботливой рукой, когда в него перешла горячая энергия ума и сердца. Внешне спокойный, Никитин находится в сильнейшем психологическом напряжении. Испытуется на разрыв связь времен. Споры идут о берегах, где ежедневно вер шится судьба страны и народа. Масштаб со бытий и вопросов таков, что в орбиту реф лексии втянуты (пусть иногда с публици стичной прямотой) ведущие звенья современной политики и культуры. Точнее — разных культур. Противостояние социальных систем на кладывается на взаимосвязи живых людей, чьи личные узЫ подчиняются иной логике, нежели глобальные процессы. Ю. Бондарез вносит в личные биографии героев обстоя тельства предельные. Любовь Никитина и Эммы — это, конечно, исключение из обыч ных правил. Зато подробнее познается дра матичная правда духовных поисков нашего современника, помышляющего о подлинно сти бытия. Есть в психологическом портрете Ники тина рельефная черта, довольно редко встречаемая у персонажей современной прозы. Под влиянием любви Никитину при ходится идти п р о т и в с о б с т в е н н о й в о л и : разумом он понимает одно, страсть, живое чувство толкают его в про тивоположную сторону. Не потому ли этот человеческий образ вызывает волнение? Персонажи, подобные Никитину, продол жают традицию героев положительного потенциала. Они отражают сегодняшние представления о неподдельной граждан ственности, социальной активности, нрав ственной цельности человека. Главная их черта — способность ощутить неразрыв ность своей жизни с жизнью общенарод ной, пронести через свою судьбу чувство
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2