Сибирские огни, 1980, № 1
176 АЛЕКСАНДР ПАНКОВ В столкновении «мещан» и «антимещан», простых порядочных людей, потребитель ская психология была представлена В. Ро зовым (а вслед за ним и многими другими) в обнаженном и концентрированном виде. Размежевание сторон рказалось долговеч ным. Если перешагнуть через немалые го ды к «городским повестям» Ю. Трифонова, которые в конечном счете подвели черту под традиционными образами «мещан», то в первой из повестей («Обмен») ситуация по многим приметам схожа с ситуацией пьесы В. Розова. Есть здесь и слабоволь ный научный работник, и напористая его супруга. И в упрек их благополучию поставлено революционное прошлое родителей. С каждой новой повестью у Ю. Трифоно ва раздвигался и усложнялся круг обстоя тельств, управляющих бытом героев. Отста ивать нравственность становилось труднее, ибо рубка мебели уже не сулила легких побед. Одновременно исчезал и моралисти ческий крен в позиции автора. А морализм давал о себе знать, когда писатель, виня потребительство, словно бы упускал из ви ду: людям в жизни приходится ежедневно, естественным порядком, заниматься и поис ком квартир, и доставанием мебели, и устройством быта. И это не делается само собой... Тут интересен не столько человек, сколько обычай. Желание навязать герою вину и ошибки, проистекающие от самодовлеющей погони за ширпотребом, нередко толкало беллет ристов на риторические ухищрения. Прозоров, герой повести Л. Беляевой «Семь лет не в счет», уехал на север, что бы обеспечить семью и купить кооператив ную квартиру. Он вернулся в Москву сов сем другим человеком, был вынужден за ново осваиваться в собственной семье, об заводиться знакомыми, устраиваться и так далее. Возврат героя в Москву Л. Бе ляева обставила картинами бессмысленной й унизительной суеты, ставящей под сомне ние предыдущую жизнь Прозорова. Но ведь не учтена толком естественная жажда Прозорова быстро решить свои житейские проблемы, сидя в Москве, в тесном доме, у родителей жены. Чтобы усугубить поло жение, автор приводит версию о сахалин ской любви героя. Любви, которая знаме нует истинный и утерянный смысл жизни. Версия эта лишь подчеркивает морализл^ и брезгливость авторской позиции, идущей в разрез со здравым смыслом. Отстаивая антипотребительский пафос, литература отдала предпочтение ситуации морального краха. Изображался процесс постепенной порчи — можно сказать и «омещанивания» — человека под влиянием ложных интересов. Погоня за счастьем, низведенным до стяжания и приобретатель ства, оборачивалась разрушением личности, разрывом ее духовных связей с окружаю щими людьми. То есть — утратой счастья. Варианты этой темы представлены в повес тях Е. Гущина «По сходной цене»; С. Кру- тилина «Пустошель» и др. Категория «мещанство» художественно оправдывает себя, пока краеугольным кам нем конфликта остается забота о вещах и уюте. Вопрос ставится так: вещи — цель или средство? Ответ в общем и целом давно известен. Однако щекотливым остается еще и вопрос о границе, отделяющей ес тественную человеческую занятость собой и естественную динамику потребления (удо влетворение которой сплошь и рядом не перестает быть ' реальной проблемой) от жадного стяжательства, тупого корыстолю бия, безудержного паразитизма. Моралис- тична иллюзия, будто можно избавить со временного человека от личных мотивов и собственных благоустроительных целей. Бо лее того: поставленные в искусственные рамки, эти цели вновь являются на свет, только в превращенной форме, которая за частую лишь усугубляет недостатки формы естественной. Категория «мещанство» не оправдывает себя, когда под нее стремятся подвести все содержание борьбы социального добра и зла, а равно добра и зла нравственного. Объяснение этой борьбы только как тяжбы мещанства и антимещанства (чем увлекал ся, например, В. Липатов) означает, что со циальность конфликта ограничивается в пользу этико-психологической оценки. Пра вота и вина героев выступает не результа том перехлеста различных факторов — объ ективных и субъективных, а итогом исклю чительной злонамеренности и пошлости данйого'человека. Случай, легкий для нрав ственного суда, но не самый плодотворный для литературы. Сошлюсь в этой связи на наблюдение А. Бочарова: «...Внимание ко всему комп лексу причин — одна из примет того ново го, которое обозначилось в художествен ных глубинах современной прозы, уловив шей реальные изменения в общественной жизни, общественном самосознании». Советская литература, предъявляя геро ям высокие требования личной ответствен ности, воссоздает противоборство добра и зла через контраст л и н и й п о в е д е н и я . Вспомним «Жестокость» П. Нилина (Малы ш ев— Узелков), «Русский лес» Л. Леонова (Вихров — Грацианский), «Иду на грозу» Д. Гранина (Крылов — Тулин), «Три мешка сорной пшеницыв^В. Тендрякова (Боже- умов — Кистирев). Сюда же можно отнести героев К. Симонова (Серпилин — Львов), Ю. Бондарева (Меженин — Никитин), В. Бы кова (Сотникоз — Рыбак), Г. Бакланова (Анд ре й— Виктор), В. Белова (Смолин — Козон ков), Г. Семенова (Бугорков — Тюхтин)... Жи вые примеры подсказывают невозможность свести опыт прозы только к моральной кри тике «мещанства», сколь бы широко эта ка тегория ни определялась. Литература убеж дает/ всесторонним постижением нравов. Потому логичен отказ Ю. Трифонова от оценки его героев исключительно как «ме щан». Проблема Ецо и его социального бы тования предстает сегодня в полной глуби не, предполагает вдумчивый анализ внешних и внутренних пружин всякогр столкновения. Для писателя важна не отвлеченная мора листическая критика индивидуалиста и ин
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2