Сибирские огни, 1980, № 1
* СУДЬБА КОНФЛИКТА_________ ___________________ .______________________ 175 В то же время заострение коллизии под час связано с сознательным поиском ху дожника, с его искренним стремлением нащупать злободневную проблематику, придать ей существенность. Читатель охот но откликается на подобные книги, подчас они вызывают бурную публицистическую полемику, как, например, острые жестко конструктивные повести В. Тендрякова «Ночь после выпуска» и «Затмение». С точ ки зрения объективного хода литературы эти опыты представляют собой, думается, некий отрицательный эксперимент. Такие эксперименты в определенной дозе полез ны, но их результат никогда не бывает са модостаточным. Или вот повесть А. Ткаченко «Четвертая скорость» («Наш современник», № 5—6, 1978). Ее главный герой Максимилиан Ми нусов, прозванный Максминусом, исполня ет обязанности сторожа в гаражном коопе ративе. Человек он наблюдательный, не ли шенный философической жилки. С его по мощью нам открываются судьбы несколь ких автомобилистов. Впрочем, судьбы ли? Нет, пожалуй, слово «судьба» здесь черес чур значительно. Все рассказанное про Ру дольфа Сергунина, Мишеля Гарущенко и его пассию Люду Дееву, славную учитель ницу Ольгу Борисовну и, наконец, героя дневников Максминуса Алексея Конькова пронизано, каскадом всевозможных пери петий. Несмотря на иронический тон повес ти, мы быстро замечаем: в ней перемежа ются события комические и драматические. Но вырулить меж двух краев автору не до велось. Биографии героев разбежались в разные стороны, контакт персонажей полу чился чисто наружным — за счет присутст вия Максминуса. Развитие этих биографий в свою очередь идет по законам наружного заострения. Ладно, еще Люда Деева в миг любовного разлада сожгла машину Мише ля. И... и добилась в конце концов права стать его супругой. Эта мелодрама не ли шена юмора и авантюрности. Алексею же Конькову выпала планида менее веселая. Во время войны семья Коньковых очути лась на оккупированной территории, отец Алексея стал старостой и после прихода Советской Армии бежал. А к мальчишке — ему было тогда десять лет — прилепилось клеймо «сын предателя». Жизнь Алексея надломилась. Главное, он сам, куда бы ни попал, везде настойчиво объяснял, кто он и что он. Многие, понятное дело, начинали сторониться. Не удалась Конькову женить ба, летал он с места на место, попадал в разные истории и в конце концов погиб из- за «показного геройства», провалившись с машиной под лед. Казалось бы, сложная, противоречивая судьба. Но она как-то затерялась в записках Максминуса, свелась к пересказу единич ных событий... Да и биографии других ге роев никак не перекликаются с историей Алексея, безразличны к ней. И уж совсем повисает в воздухе катаст рофа на шоссе, где по случайному стече нию обстоятельств гибнет в своем новень ком «Запорожце» Ольга Борисовна. Еще одна гибель, еще один аварийный момент. Только общий смысл этих нешуточных про исшествий остался, увы, смазан. Ситуации заострились, но не нашли в себе никакой единой, глубокой идеи. Ныне, как считают многие критики, в про зе главенствует конфликт Гражданина и Мещанина. В центре внимания остается, та ким образом, альтернатива индивидуализма и общности. Только теперь она мыслится не в частных формах типа «эгоист — кол лектив», а более универсально. Впрочем, приходится учитывать, что, во- первых, здесь предельно широко — зачас тую до расплывчатости — трактуется поня тие «мещанство». Оно превратилось — но минально— в средоточие всех грехов со временного человека, берущих начало в злокозненном эгоизме, всяческом рутинер стве и «бездуховности». Во-вторых, дилем ма Гражданин — Мещанин по неизбежнос ти абстрактна и смахивает на ярлык. А зна чит— равнодушна к богатству человеческих индивидуальностей и социальных ситуаций. При такой поляризации плюса и минуса в беллетристике сохраняется вероятность лобовой дидактики и предвзятого мора- < лизма, что маложелательно. По-прежнему предстоит отстаивать принцип художест венной полноты, реалистической правдиво сти и неодносторонности, чуждой равно ка рикатуре и идиллии. В какой мере акцент критики на конфлик те «Гражданин — Мещанин» соответствует духу и стилю литературы? Согласимся, что тут учтены действительные черты времени. Г ерои — «мещане» — куркули, приспособ ленцы, обыватели, закоренелые себялюб цы— обильно населяют прозу 60—70-х годов и подвергаются суровому суду. Вмес те с тем в мотивах и обстоятельствах их по ведений, в их лицах и личинах таится тыся ча контрастных оттенков. Литература не только оперирует абстракцией «мещан ства», но и подвергает ее проверке опы том жизни. Мещанин современного образца сперва обнаружил себя в беллетристике как злост ный потребитель. Он патологически одер жим добычей материальных благ. Ныне галерея героев, пораженных «вещевой бо лезнью», весьма велика. Характерный для традиции пример — Леночка, героиня ран ней пьесы В. Розова «В поисках радости». Злым гением вклинилась она в жизнь свое го мужа, молодого и талантливого ученого, в жизнь, его родных. Все цели свелись у Ле ночки к ожиданию новой квартиры, к алч-. ной заготовке мебели и прочего имущест ва. Кончается история тем, что в миг семей ного скандала юный Олег, брат Лениного мужа Ивана, рубит дорогостоящие шкафы отцовской шашкой. Персонажи пьесы делились на два лаге ря в зависимости от своего отношения к вещам и комфорту. Силы их были в общем- то равны. Если Иван, поддавшийся губитель ному влиянию, в финале смятенно уходит вслед за мещанкой-супругой, то Олег празднует моральную победу. К тому же на его глазах восстает против рвачества приезжий парень Генка, выступивший про тив собственного отца, хитрого хапуги.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2