Сибирские огни, 1980, № 1
74 АЛЕКСАНДР ПАНКОВ ции управляет тематическими потоками в беллетристике. Конечно, под «производство», «войну», «деревню» формально подводят множество книг, и тогда те же Вальган и Подрезов по падают на разные полки. А в героях этих общего больше, чем различного, несмотря на разную «зональность» и разную манеру писателей. Оба персонажа — мастера воле вого стиля, оба вкушают до времени почет, славу и власть, оба теряют почву под нога ми... Правда, главное противостояние .ха рактеров сошлось у Ф . Абрамова, как из вестно, на Михаиле Пряслине и Егорше. Но мы и не отождествляем прозу двух пи сателей, мы сопоставляем образы. Ежели сравнивать «темы» нашей литера туры, то «производственная» имеет наибо лее твердую форму. Границы темы «де ревенской», «военной», «исторической» весьма условны (чем дальше, тем больше), ибо нет однотипности доминирующих кол лизий. «Производственная тема», напротив, отмечена постоянством драматической доминанты, покоится на коллизиях, модели рующих— более и прежде всего — практи ку хозяйственного руководства и управле ния, стили трудового общения. До недавне го времени абсолютное большинство проблем сводилось здесь к борьбе вокруг проектов и новшеств. В последние годы, с выходом пьес И. Дворецкого, А . Гельмана, В. Черных, произошло видоизменение «те мы». Родились характеры «делового чело века» и «человека чести». Обострился ин терес к объективным' условиям социально- экономического быта. Выступила на первый план психологическая механика принятия и осуществления р е ш е н и й . Но по-прежнему вполне допустимо гово рить о «производственной теме» исходя из типологических признаков конфликта. При этом круг произведений, принадлежащих теме ц е л и к о м , будет очерчен более из бирательно. Ибо отпадает нужда притяги вать сюда не только «Сладкую женщину» И. Велембовской, но и книги, подобные «Особому подразделению» В. Кожевнико ва, «Иду на грозу» Д. Гранина, «Террито рии» О. Куваева, «Итогу всей жизни» В. Ла ма, «Гори, гори ясно» А. Кривоносова... В них, бесспорно, присутствует тема рабо чего класса (которая гораздо шире «про изводственной»), исследуется человек в системе трудовых отношений (хотя, конеч но, не только их). Но конфликты, весь худо жественный мир здесь иного рода и строя, нежели те, что определяют публицистиче- ски-прикладную форму темы «производ ственной». Нетрудно убедиться: при всей мозаично сти современной литературы основное противоречие, которое она рисует,— это противоречие между личным и общим ин тересом. Данное противоречие опять-таки не явля ется прерогативой только сегодняшнего ис кусства. Тем труднее найти творческое, об щеинтересное его прочтение. Истинный драматизм накопляется прежде всего в тех сюжетах, где социальный идеал и нравст венная идея не даны в готовом и преобла дающем виде рядом с жалкой суетой себя любия, но где общее, необходимое рожда ется в трудном противоборстве мирских индивидуальных сил, индивидуальных мыс лей и чувств. К. Маркс, обсуждая соотно шение «частного» и «общего», писал в «Не мецкой идеологии»: «Коммунисты-теорети ки, те немногие, у которых есть время заниматься историей, отличаются как раз тем, что только они открыли тот факт, что всюду е ? истории «общий интерес» созида ется индивидами, которые определены в качестве «частных людей». Они знают, что ' эта противоположность является лишь ка жущейся, потому что одна из ее сторон, так называемое «всеобщее», постоянно по рождается другой стороной, частным инте ресом, а отнюдь не противостоит последне му как самостоятельная сила, имеющая самостоятельную историю,— так что эта противоположность практически всё снова уничтожается и вновь порождается»!. Чем сложнее диалог характеров, тем притягательнее картина тяжбы добра и зла, правоты и вины, любви и ненависти. Пото му-то и завоевали популярность принципы полифонии и «поликонфликтности». Где ключ к отличию дидактики от прав ды? Видимо, в дидактическом тексте герой становится непосредственным отпечатком нормы или антинормы. Реалист же рисует отношения живых людей, возникающие по п о в о д у общих норм и ценностей в быту. Собственно говоря, быт и есть совокуп ность устойчивых человеческих отношений, которые складываются внутри данной со циальной общности, как бы наполняют со циальную структуру естественной плотью конкретных нравов. Не здесь ли лежит -и объяснение того, почему реалистическому взгляду доступны, в отличие от дидактиче ского, истинный психологизм и многого- - лосье, проникновение до глубин души че ловеческой: Любопытная неожиданность: если в жиз ни мы стремимся избежать противоречий, уклониться от конфликтов, -упростить запу танную ситуацию, то в искусстве нас, напро тив, влекут к себе положения острые, пол ные трудностей, сложностей и волнений. И правдой мы признаем не мелочный бук вализм и не успокоительное благополучие развязок, а п о л н о т у д у х о в н о - п р а к т и ч е с к о г о о п ы т а , расширяющего сферу знаний о человеке и обществе, о сущностных чертах истории и современ ности. , Выбор такого критерия предохранит нас и от приверженности к искусственному, на рочитому сверхзаострению конфликта. На рочитое нагнетание драматизма — за счет концентрации субъективных страстей, но в обход жизненных реалий — гипертрофиру ет конструкцию повествования и тем самым увеличивает дистанцию между образом и действительностью. Искусственное сверхза острение чревато псевдоконфликтом точно так же, как и бесконфликтность. Таков за кон крайностей — они сходятся. ‘ К. М а р к с и Ф. Э н г е л ь с . Соч., т. 3. с. 236.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2