Сибирские огни, 1980, № 1
тер й межличностные отношения. Смене «старого» «новым» утратила очевидность, однозначность, односторонность. Для реализации именно такое состояние мира является исходным, именно оно — основа реалистических сюжетных ситуаций. Сегодня конфликт, в котором «среда» показана царством предусмотренной гар монии, не может рассчитывать на глубокое созвучие читательской души. Читатель тя нется к правде и недоверчив к благодушной дидактике. Бесконфликтность же, убаюки вая, подразумевала установку исключитель но дидактическую. Отказавшись от нее, литература в лице своих лучших предста вителей ступила навстречу новым идейно художественным проблемам, определив шим— в общем и целом — последующие ее шаги. Суммируя их и памятуя о непре рывном движении, преемственном в живых традициях, мы можем здесь говорить о рождении внутри литературного процесса современной литературной ситуации. Еще В. Белинский писал: «Искусство поэ та должно состоять в том, чтобы развить на деле задачу: как данный характер дол жен образоваться при обстоятельствах, ко торые поставит ему судьба». Реальную кри тику всегда особо занимало то, каковы условия, сопутствующие действию персо нажей, как влияют они на суть поступков, насколько верна картина правде нравов и быта. Обстоятельства, которые на новом этапе поставила наша литература герою-эгоисту, претерпели немалые изменения. Но сам ге рой не исчез. Да он и не мог исчезнуть. Ибо проблема эгоизма и его нравственной оцен к и— из числа непреходящих в этике и ли тературе. В течение всей своей истории художественная мысль кружит вокруг про тиворечия между естественной склонностью отдельного лица (к удовольствию, личному благу, потреблению и т. п.) и социальными установлениями, предполагающими уваже ние к достоинству другого человека и необходимость общей пользы, общего блага. Тема эгоизма всепроницаема, и мы убеж даемся в этом по книгам не только мораль но-бытового плана, но и по книгам о вой не, книгам о производстве. Ведь один из наиболее устойчивых и специальных кон фликтов нашей литературы («новатор — консерватор») до недавнего времени имел однозначную нравственную трактовку:, нова тор— человек активной позиции, предста витель общего интереса и поступков «для всех». Консерватор — рутинер и скрытый себялюбец, думающий о карьере, выгоде, покое. Метаморфоза этого конфликта ознамено вала на рубеже 50-х годов эволюцию лите ратурной мысли. Тема «новаторства» — от голосок разносторонней и драматичной Те мы «старого» и «нового». И здесь можно согласиться с В. Шапошниковым, который рассматривает эту коллизию как модифика цию конфликта «века нынешнего и века ми нувшего». Только хотелось бы внести со своей стороны одно уточнение. Конфликт «новатор — консерватор» возник отнюдь не СУДЬБА КОНФЛИКТА______________ _ 173 механически, не только как результат сте реотипности мышления наших авторов, в чем столь горячо пытается убедить нас В. Шапошников. Спору нет, «новатор» и «консерватор», как типы, наиболее прочно обосновались в послевоенном производственном романе. И производственному роману досталась позднее* изрядная дОза критики. Однако конфликт «новатор — консерватор» против нее устоял, потому что он имел все-таки под собой реальную основу. Вот почему, хотя на персонажах до времени и остались прежний буквы, их смысл в прозе лреобра- зил£я. Центр тяжести перешел на пробле мы с т и л е й р у к о в о д с т в а . Начало бы ло положено очерками В. Овечкина. Очерки В. Овечкина... От них веяло дыха нием жизни, озабоченностью гражданина. Их главные герои— Борзов и Мартынов — превратились в фигуры нарицательные. Секрет еще в том, что В. Овечкин писал не беллетристику, а публицистику, выходил ив прямой и принципиальный разговор о ре альной злобе дня. Его герои, не утратив черт «новаторства» и «консерватизма», бы ли свободны от плакатной статики. Пере строились и сами понятия «старины» и «но визны», изменилась их соотнесенность с жизнью, поскольку вина Борзова состояла вовсе не в приверженности к пережиткам «проклятого прошлого» и не в зловредном нежелании исполнять директивы. # После В. Овечкина обновленные образы руководителей замелькали параллельно и в книгах «о производстве», и в книгах «о деревне». С одной стороны, например, «Ис катели» Д. Гранина, затем «Битва в пути» Г. Николаевой. С другой, «Войди в каждый дом» Е. Мальцева, «Память земли» В. Ф о менко, «В стране синеокой» Н. Шундика, «Пряслины» Ф . Абрамова. На разной житейской фактуре воспроиз водились коллизии и проблемы, сходные с социальной точки зрения. Разве не из одно го теста вылеплены, скажем, Валыан у Г. Николаевой и Подрезов у Ф . Абрамов^, разве не одному времени они принадле жат? Говорю к тому, что мы, рассуждая о те мах в литературе, до сих пор делили их в зависимости от того, к какому жизненному первоисточнику обращается писатель. В ранг произведений «производственных» автоматически зачислялись все романы и повести, где м е с т о действия — завод, где герои по профессии — рабочие, инженеры, директора. Точно так же поступали и с кни гами о деревне, о войне. В результате во зникали не лишенные курьезов споры: по какому ведомству прописать книгу данного писателя, к примеру, «Сладкую женщину» И. Велембовской? Кажется, нынче доказано: хорошие книги не пишутся на одну-единственную тему. Но надобно пойти дальше, добавить: устойчи вая «тема» выделяется в литературе, «вы падает в осадок» не только и не столько из-за принадлежности к некоей житейской зоне, сколько из-за кристаллизации кон фликтных ситуаций определенного типа. Даже так: тип, форма конфликтной ситуа
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2