Сибирские огни, 1980, № 1
172 АЛЕКСАНДР ПАШКОВ Как известно, широкий спор с теорией бесконфликтности развернулся на Втором Всесоюзном съезде писателей в 1954 г. Вопрос ставился кардинально: о глубоком отражении жизни народа, о преодолении сглаженного изображения противоречий действительности, описательности, парад ности, лакировки, «праздничного благоду шия», механического понимания проблемы типического как только положительного и т. д. Теория бесконфликтности необоснован но гиперболизировала эстетику плаката, абсолютизировала «газетное мышление», сведя роль искусства к роли элементарно го, можно сказать, служебного средства «идеологической работы». Сделать это бы ло возможно только одним путем — отго родив (теоретически) искусство от связей с его собственной историей, ограничив ради сиюминутности преемственность ху- жественной культуры и масштаб сверх задач. Отказ от конфликта в данном случае симптоматичен, ибо конфликт — «вечный двигатель» подлинного художест венного образа. Но— парадокс! — «бесконфликтные» про изведения отмечены не полным отсут ствием коллизий, а особыми их формами, например, борьбой «хорошего» с «отлич ным». Формы эти, как мы знаем, быстро обрели стереотипный, ремесленный, мерт венный облик. Стандарт «бесконфликтности» вопло тился в твердом соотношении характера и обстоятельств, человека и среды. Обратив шись после войны к мирным будням, ли тература на первых порах вывела на свет одиночку-эгоисга, противопоставившего себя организованной общности: коллекти ву, семье, общепринятой морали... В этом конфликте виноватая сторона — неизменно эгоист-одиночка. Виноват и плох он по определению, ' ибо — «выро док», ибо отклоняется от... Ему остается либо поспешно исправиться, либо потер петь нравоучительное фиаско. Общее по ложение вещей — против него, но траге дии в этом нет. Есть показательный урок. Казалось бы, все отлично: свершается торжество морали и коллективного инте реса. Но то, что хорошо для плаката, не слишком хорошо для художественной про зы. Коллизия с одиноким эгоистом пришла в противоречие с познавательными «зако нами» и воспитательными потребностями искусства. Слишком резали глаза идеали зация и приукрашенность обстоятельств. Сюжетная схема, окостенев, перестала восприниматься как зеркало реального опыта, как аналог его круговращений, в коих общие и личные интересы, доброде тели и грехи отнюдь не разложены по по лочкам, не поделены раз и навсегда меж ду людьми. Спор с бесконфликтностью — как мо мент в жизни общественного сознания — дает возможность высказать гипотезу об образовании границы историко-литератур ных ситуаций. Граница эта, разумеется, не абсолютна и не материальна. Тем более, что живая практика литературы непрестан но копила в себе опровержение бесконф ликтности. В тот же период появились кни ги А. Фадеева, А. Платонова, Л. Леонова, Б. Полевого, В. Катаева, Э. Казакевича, В. Пановой, свидетельствовавшие о том, что эти писатели чутки к диалектике жизни, что поиски прозы неотделимы от много гранных реалистических традиций. В том-то и сложность исследования ис торических процессов в искусстве, в осо бенности в искусстве XX века, лелеющее идею творческой самостоятельности и но вации. Здесь законы поступательности ес ли и сказываются, то, главным образом, в фактах художественного потока. Но стоит обратиться к фактам оригинального твор чества, как логика поступательности под вергается суровой проверке. Ведь эволю ционные связи в искусстве— да и культуре вообще — могут рождаться и рожда ются не по правилам простых стадий, но по правилам динамики духа. Очередной — хронологически-художественный факт при ближайшем рассмотрении связан че рез сознание автора с широчайшим кон текстом истории искусства. Так случилось, например, с романом М. Булгакова «Ма стер и Маргарита». Истинный художник, будучи сыном свое го времени, соотносит себя не только с опытом коллег-современников, но и со своими великими предшественниками. Но вый текст есть одновременно парафраз всей наличной словесности, по крайней мере, потенциально. «Автоматизированная», утратившая смыс ловую убедительность коллизия представ ляет собой п с е в д о к о н ф л и к т . Как пра вило, в нем утрирован и сведен до застыв шей маски характер, искусственно сужены и надуманы обстоятельства. Но главное — перевернуты соотношения должного и су щего: желаемое (гармоническая жизнь) подставлено на место действительного (житейского круговорота). На самом деле— в жизни — нравственная и социальная гармония всегда есть не исходное положе ние вещей, а постоянно искомый идеал, некая проблема. «Коммунизм для нас,— писал К. Маркс,— не состояние, которое должно быть ус тановлено, не идеал, с которым должна сообразоваться действительность. . Мы называем коммунизмом 1 действительное движение, которое уничтожает тепереш нее состояние»!. Современная история такова, что челове ческая судьба, даже самая образцовая, не укладывается в простую реализацию из вестных укладов или установлений. Точно так же «организованные общности» не без различны к своему человеческому составу. История заставляет людей решать трудней шие социально-практические и моральные задачи, осмысливать вновь и вновь суть собственного поведения, соотносить между собой права и обязанности, цели и возмож ности, вести борьбу за существование, на конец, перестраивать собственный харак'К . М а р к с и Ф. Э н г е л ь с . Соч., т. 3. с. 34.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2