Сибирские огни, 1980, № 1

КРИТИКА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Александр Панков СУДЬБА КОНФЛИКТА В статье В. Шапошникова «Чтобы стать классиком» 1 затронуто немало злободнев­ ных вопросов современного литературного творчества. Сама направленность разгово­ ра настраивает на раздумья о культурной и общественной ценности сегодняшних произведений, о их долговечности, о судь­ бах искусства. В числе прочих проблем автор статьи затронул и проблему литера­ турного конфликта, подчеркнув ее боль­ шое методологическое значение. Действи­ тельно, для понимания художественной эволюции, для уяснения современной литературной ситуации категория «кон­ ф ли кт»— в высшей степени полезна и кон­ структивна. Всякое стремление обобщить наблюдения над ходом словесности не­ избежно приводит критику к анализу ос­ новных конфликтов, бытующих в прозе. Конфликт— это рабочая пружина худо­ жественной мысли. Судьба конфликта в литературе — это, в сущности, судьба самой литературы, ее идейной и эстетической эволюции. Сказан­ ное в полной мере относится и к современ­ ности. Взяв за исходную точку категории «коллизия» и «конфликт», начинаешь смот­ реть на мир художественной прозы слов­ но с высоты птичьего полета. В критике для содержательного анали­ за первостепенны не столько отдельные типологические рубрики (например, внеш­ нее__ внутреннее), сколько целостная кар­ тина к о н ф л и к т н ы х с и т у а ц и й . Сход­ ство и различие коллизий — ключ к смыс­ ловому «механизму» литературы. Коллизия, читаем в Краткой Литератур­ ной Энциклопедии, есть «противоборство между характерами, либо между характе­ рами и обстоятельствами, либо внутри ха­ рактера, лежащее в основе действия ли-• • «Сибирские огни», № 7. 1979 г. тературного произведения. ...Коллизия иг­ рает огромную роль в искусстве слова». Коллизия собирает в себе ключевые свя­ зи и элементы повествования. И сама ста­ новится ключом к пониманию произведе­ ния. Понять коллизию — значит извлечь из текста опыт человеческих дел, раскрыт» способы воссоздания жизненных проблем, рожденных« круговороте мира. Типологическая общность конфликтов помогает также заприметить границы ситу­ аций историко-литературных. Где, напри­ мер, начинается «современная литерату- ■ ра»? После войны? На рубеже 60-х? В середине 70-х? Вряд ли поможет ответу перетасовка календарных дат. Развитие ли­ тературы (да и культуры вообще) идет не по календарю, а согласно законам мышле­ ния. Периодизация по отрезкам времени носит сугубо эмпирический и служебный характер. Если искать границу «современной ли­ тературы», сверяясь с судьбой ее конф­ ликтов, то отсчет, на мой взгляд, придется вести от того момента, когда возникла по­ лемика с теорией и практикой так называ­ емой «бесконфликтности». Разумеется, Грань не абсолютна во времени. В расчет берется прежде всего массовый художест­ венный опыт, «схематизм» литературного сознания. ^ Притом не будем забывать: литература многолика, мозаична, а современная в особенности. Ей свойственны «сейсмиче­ ские колебания» жанровых и стилевых пластов, в ней — при всем богатстве инди­ видуальных творческих находок — совер­ шается «перекрестное опыление» повест­ вовательных традиций. И все-таки тенден­ ция видна довольно отчетливо, тем более, что засвидетельствована она не только практически, но и теоретически — в поня­ тии «бесконфликтность».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2