Сибирские огни, 1980, № 1
КРИТИКА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Александр Панков СУДЬБА КОНФЛИКТА В статье В. Шапошникова «Чтобы стать классиком» 1 затронуто немало злободнев ных вопросов современного литературного творчества. Сама направленность разгово ра настраивает на раздумья о культурной и общественной ценности сегодняшних произведений, о их долговечности, о судь бах искусства. В числе прочих проблем автор статьи затронул и проблему литера турного конфликта, подчеркнув ее боль шое методологическое значение. Действи тельно, для понимания художественной эволюции, для уяснения современной литературной ситуации категория «кон ф ли кт»— в высшей степени полезна и кон структивна. Всякое стремление обобщить наблюдения над ходом словесности не избежно приводит критику к анализу ос новных конфликтов, бытующих в прозе. Конфликт— это рабочая пружина худо жественной мысли. Судьба конфликта в литературе — это, в сущности, судьба самой литературы, ее идейной и эстетической эволюции. Сказан ное в полной мере относится и к современ ности. Взяв за исходную точку категории «коллизия» и «конфликт», начинаешь смот реть на мир художественной прозы слов но с высоты птичьего полета. В критике для содержательного анали за первостепенны не столько отдельные типологические рубрики (например, внеш нее__ внутреннее), сколько целостная кар тина к о н ф л и к т н ы х с и т у а ц и й . Сход ство и различие коллизий — ключ к смыс ловому «механизму» литературы. Коллизия, читаем в Краткой Литератур ной Энциклопедии, есть «противоборство между характерами, либо между характе рами и обстоятельствами, либо внутри ха рактера, лежащее в основе действия ли-• • «Сибирские огни», № 7. 1979 г. тературного произведения. ...Коллизия иг рает огромную роль в искусстве слова». Коллизия собирает в себе ключевые свя зи и элементы повествования. И сама ста новится ключом к пониманию произведе ния. Понять коллизию — значит извлечь из текста опыт человеческих дел, раскрыт» способы воссоздания жизненных проблем, рожденных« круговороте мира. Типологическая общность конфликтов помогает также заприметить границы ситу аций историко-литературных. Где, напри мер, начинается «современная литерату- ■ ра»? После войны? На рубеже 60-х? В середине 70-х? Вряд ли поможет ответу перетасовка календарных дат. Развитие ли тературы (да и культуры вообще) идет не по календарю, а согласно законам мышле ния. Периодизация по отрезкам времени носит сугубо эмпирический и служебный характер. Если искать границу «современной ли тературы», сверяясь с судьбой ее конф ликтов, то отсчет, на мой взгляд, придется вести от того момента, когда возникла по лемика с теорией и практикой так называ емой «бесконфликтности». Разумеется, Грань не абсолютна во времени. В расчет берется прежде всего массовый художест венный опыт, «схематизм» литературного сознания. ^ Притом не будем забывать: литература многолика, мозаична, а современная в особенности. Ей свойственны «сейсмиче ские колебания» жанровых и стилевых пластов, в ней — при всем богатстве инди видуальных творческих находок — совер шается «перекрестное опыление» повест вовательных традиций. И все-таки тенден ция видна довольно отчетливо, тем более, что засвидетельствована она не только практически, но и теоретически — в поня тии «бесконфликтность».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2