Сибирские огни, 1980, № 1
170 э . ШИК и зритель видит эти два лика рыцаря купе ческого Замоскворечья совершенно опре деленно. Именно эта двойственность Бара- бошева — лейтмотив работы актера, пре красно раскрывающего этим суть своего персонажа и всего торгашеского мира, ко торый он представляет. Центром спектакля, лучшей актерской ра ботой, несомненно, стала работа народного артиста РСФСР А. Щеголева. Его отставной «ундер» Сила Ерофеевич Грозное не толь ко органически вписывается в своеобраз ную атмосферу спектакля, он во многом ее создает и наполняет психологическим содержанием, определяет идейное звуча ние спектакля. Не мешают актеру в его ра боте подчеркнутая гротесковая, комедий ная манера характеристики персонажа. Его «ундер» остается наиболее емкой и реали- стически-жизненной фигурой в спектакле. Столь определенное выдвижение фигу ры Грознова на первый план обернулось серьезными потерями для другого персо нажа, задуманного автором пьесы как глав ное обличающее лицо. Персонаж этот — Платон, служащий дома купцов Барабоше- вых. Первые спектакли по пьесе «Правда хо рошо, а счастье лучше», состоявшиеся бо лее ста лет тому назад в Москве и Петер бурге, имели огромный успех. И главная причина успеха— гневные и обличительные слова Платона, которыми заканчивается третье действие. В центре спектаклей, осу ществлявшихся на самых различных сценах, неизменно оставался правдолюб и беско рыстный обличитель Платон. В спектакле Омского театра резонерст вующий герой не вписывался в общую ат мосферу, и артист В. Носач наделяет свое го героя опереточной внешностью этакого маменькиного сынка и соответствующим внутренним содержанием. Какие уж там аплодисменты, если обличительные речи произносятся ломающимся голосом, и ни как не можешь отделаться от впечатления, что перед тобой этакий великовозрастный, избалованный и капризный акселерат. Так аплодисменты, а вместе с ними и центр пьесы «Правда хорошо, а счастье лучше» заметно переместились в нашем спектакле. Думаю, что этого требовала са ма атмосфера спектакля. Сказав «А», не возможно не сказать «Б», и режиссура, творческий коллектив сказали это «Б». Не противоречит ли такое решение идейной сути произведения Островского, не связано ли оно со значительными поте рями? Потери есть. Но приняв общую ат мосферу спектакля, нельзя не согласиться и с таким необычным решением одного из персонажей пьесы. Тем более, что на пер вый план выдвигаются теперь не пылкие слова Платона о справедливости и правде, а конкретные дела Грознова, утверждаю щие правду на практике в весьма, конечно, локальных масштабах. Вспомним «Детей солнца». Разве не со звучны по мысли решения этих двух раз ных спектаклей, двух непохожих друг на друга драматургов? Протасов не мог при мирить небо с землей, Платон ведь тоже остается на небе, а Грозное — на земле. Здесь есть о чем поспорить, но надо ли бояться таких дискуссий? Возвращаясь мыс ленно к прошлым постановкам нашего те атра, скажу, что в освоении Островского сегодня достигнуто немало. Если в «Доходном месте» был явный след эклектического подхода к сценическо му его осуществлению, в «Грозе» талант ливо и сильно передан мир темного цар ства, но заметно ослаблены герои, проти востоящие этому миру, то в спектакле «Правда хорошо, а счастье лучше» найден единый стиль постановки, органически вы текающий из пьесы. И в этом видится по беда театра, залог его дальнейших успехов в нелегком деле постижения классики. Не случайно, конечно, спектакль Омского драмтеатра «Правда хорошо, а счастье лучше» удостоен диплома Министерства культуры РСФСР в показе лучших спектак лей театров РСФСР в Костроме в начале 19,79 года. Почетными грамотами отмечены и лучшие актерские работы. Омский драматический театр в послед нее пятилетие находится, таким образом, в нелегких поисках. На счету коллектива ныне немало подлинных удач и успехов, о чем свидетельствуют его продуманная репертуарная политика, высокая куль тура режиссерского мастерства, успеш ное постижение высот драматургической классики. Из многих других жизненно важных во просов деятельности творческого коллек тива хотелось выделить именно эти три аспекта, ибо они в конечном счете опреде ляют творческое лицо коллектива. От ус пешного решения этих центральных задач будет зависеть и дальнейшая творческая жизнь театра, его успехи и новые завое вания.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2