Сибирские огни, 1980, № 1

170 э . ШИК и зритель видит эти два лика рыцаря купе­ ческого Замоскворечья совершенно опре­ деленно. Именно эта двойственность Бара- бошева — лейтмотив работы актера, пре­ красно раскрывающего этим суть своего персонажа и всего торгашеского мира, ко­ торый он представляет. Центром спектакля, лучшей актерской ра­ ботой, несомненно, стала работа народного артиста РСФСР А. Щеголева. Его отставной «ундер» Сила Ерофеевич Грозное не толь­ ко органически вписывается в своеобраз­ ную атмосферу спектакля, он во многом ее создает и наполняет психологическим содержанием, определяет идейное звуча­ ние спектакля. Не мешают актеру в его ра­ боте подчеркнутая гротесковая, комедий­ ная манера характеристики персонажа. Его «ундер» остается наиболее емкой и реали- стически-жизненной фигурой в спектакле. Столь определенное выдвижение фигу­ ры Грознова на первый план обернулось серьезными потерями для другого персо­ нажа, задуманного автором пьесы как глав­ ное обличающее лицо. Персонаж этот — Платон, служащий дома купцов Барабоше- вых. Первые спектакли по пьесе «Правда хо­ рошо, а счастье лучше», состоявшиеся бо­ лее ста лет тому назад в Москве и Петер­ бурге, имели огромный успех. И главная причина успеха— гневные и обличительные слова Платона, которыми заканчивается третье действие. В центре спектаклей, осу­ ществлявшихся на самых различных сценах, неизменно оставался правдолюб и беско­ рыстный обличитель Платон. В спектакле Омского театра резонерст­ вующий герой не вписывался в общую ат­ мосферу, и артист В. Носач наделяет свое­ го героя опереточной внешностью этакого маменькиного сынка и соответствующим внутренним содержанием. Какие уж там аплодисменты, если обличительные речи произносятся ломающимся голосом, и ни­ как не можешь отделаться от впечатления, что перед тобой этакий великовозрастный, избалованный и капризный акселерат. Так аплодисменты, а вместе с ними и центр пьесы «Правда хорошо, а счастье лучше» заметно переместились в нашем спектакле. Думаю, что этого требовала са­ ма атмосфера спектакля. Сказав «А», не­ возможно не сказать «Б», и режиссура, творческий коллектив сказали это «Б». Не противоречит ли такое решение идейной сути произведения Островского, не связано ли оно со значительными поте­ рями? Потери есть. Но приняв общую ат­ мосферу спектакля, нельзя не согласиться и с таким необычным решением одного из персонажей пьесы. Тем более, что на пер­ вый план выдвигаются теперь не пылкие слова Платона о справедливости и правде, а конкретные дела Грознова, утверждаю­ щие правду на практике в весьма, конечно, локальных масштабах. Вспомним «Детей солнца». Разве не со­ звучны по мысли решения этих двух раз­ ных спектаклей, двух непохожих друг на друга драматургов? Протасов не мог при­ мирить небо с землей, Платон ведь тоже остается на небе, а Грозное — на земле. Здесь есть о чем поспорить, но надо ли бояться таких дискуссий? Возвращаясь мыс­ ленно к прошлым постановкам нашего те­ атра, скажу, что в освоении Островского сегодня достигнуто немало. Если в «Доходном месте» был явный след эклектического подхода к сценическо­ му его осуществлению, в «Грозе» талант­ ливо и сильно передан мир темного цар­ ства, но заметно ослаблены герои, проти­ востоящие этому миру, то в спектакле «Правда хорошо, а счастье лучше» найден единый стиль постановки, органически вы­ текающий из пьесы. И в этом видится по­ беда театра, залог его дальнейших успехов в нелегком деле постижения классики. Не случайно, конечно, спектакль Омского драмтеатра «Правда хорошо, а счастье лучше» удостоен диплома Министерства культуры РСФСР в показе лучших спектак­ лей театров РСФСР в Костроме в начале 19,79 года. Почетными грамотами отмечены и лучшие актерские работы. Омский драматический театр в послед­ нее пятилетие находится, таким образом, в нелегких поисках. На счету коллектива ныне немало подлинных удач и успехов, о чем свидетельствуют его продуманная репертуарная политика, высокая куль­ тура режиссерского мастерства, успеш­ ное постижение высот драматургической классики. Из многих других жизненно важных во­ просов деятельности творческого коллек­ тива хотелось выделить именно эти три аспекта, ибо они в конечном счете опреде­ ляют творческое лицо коллектива. От ус­ пешного решения этих центральных задач будет зависеть и дальнейшая творческая жизнь театра, его успехи и новые завое­ вания.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2