Сибирские огни, 1980, № 1
В НАЧАЛЕ ВТОРОГО ВЕКА Умение почувствовать природу и харак тер драматургического материала Горько го хорошо ощущается и в спектакле Омско го театра «Дети солнца». Обратимся к не которым персонажам и их психологическо му содержанию. Протасов захвачен наукой, он добр и по лон веры в человека, его .возможности. И тем не менее он (пусть невольно) причи няет многим окружающим его людям боль и страдание. Народный артист РСФСР Б. Каширин последовательно ведет эту ли нию характера своего героя, заставляя и его самого увлекаться, мечтать, работать и страдать. Протасову не достает активного отношения к жизни, той высоты граждан ских чувств, которая позволяла бы, так ска зать, объединить в одной человеческой на туре небо и землю, мечты и конкретные дела. Именно отсюда столь выразительно доносимая актером какая-то усталость и по стоянное стремление уйти в себя. Протасов Каширина хочет жить светло, красиво, как это бывает в театре, но возможно ли та кое в жизни? Присмотримся к другим героям спектак ля, и мы увидим то же противоречие между реальностью и идеалом жизни, т. е. тот раз рыв, который прежде всего и порождает гражданскую инфантильность, определяет трагичность горьковских «детей солнца». Активная гражданская зрелость и инфан тильность — вот что волнует постановщика «Детей солнца». И это не произвольно при внесенная в пьесу проблематика. И сегодня ведь нас волнует не меньше, чем в про шлом, проблема гражданской зрелости, активной жизненной позиции человека. Со звучие? Конечно. Й созвучие органическое, определенное самим произведением Горь- кого. Путь к Островскому оказался для Ом ского театра еще-более сложным, но от нюдь не менее привлекательным. Еще не отшумели споры вокруг : «Доходного ме ста», а в театре уже шла работа над «Гро зой» Островского. Само по себе обращение к этой, самой известной и популярной пьесе великого драматурга, к пьесе, которая имеет бога тейшую сценическую историю, к произве; дению, давно включенному во все школь ные хрестоматии, — явилось шагом смелым и даже рискованным. В самом деле, в дан ном случае соблазн дать во что бы то ни стало новую трактовку широко известного произведения чрезвычайно возрастает. Од нако режиссер-постановщик на сей раз по дошел к пьесе значительно бережнее, чем к «Доходному -месту», хотя и здесь не обо шлось без весьма спорно расставленных ак центов. , Блестяще, надо сказать, режиссура и сценография передали атмосферу затхло сти и застойности дремотного городка Ка линова. Все здесь мертво и тягостно. Не вызывало бы протеста даже исчезновение на этом фоне прекрасного вида на Волгу. Но дело в том, что заметно бледнеют в этой атмосфере прежде всего те герои спектакля, которые, говоря словами Добро любова, призваны были олицетворять луч света в темном царстве — Катерина, Нули- гин, Борис. Угловатая застенчивость и робость вме сте с некоей чудаковатистой одержимо стью не могут поднять Кулигина до каких- то высот, хотя бы номинально противосто ящих темному царству. Приглушено и в Борисе то, что намекало бы на социальную значимость развернувшейся драмы. Все это не могло не сказаться и на трактовке об раза Катерины. Подобная приглушенность персонажей невольно сказалась на общем пафосе произведения: мрачная сила темно го царства поглотила лучи света, сделала их недостаточно ощутимыми для зрителя. Именно в этом видится недостаток инте ресной и очень важной в освоении Остров ского работе .Омского драмтеатра. В новом обращении театра к Островско му сказался накопленный режиссером и творческим коллективом опыт. «Правда хо рошо, а счастье лучше», увидевшая свет рампы в начале 1979 года,— это дальней шие размышления театра об Островском, прямое продолжение тех, более ранних, постановок. И вместе с этим, новый спек такль — свидетельство успешного пости жения коллективом театра Островского, еще один шаг в нелегком деле испытания классикой. «Нам хочется,— рассказывал А. Ю. Хай- кин,— в нашем спектакле сохранить непо вторимую интонацию Островского, которая вдохновляла .многих мастеров театра. Хо чется сохранить и, может быть, возвратить сцене ту интонацию русского реалистиче ского театра, живыми традициями связан ного с «Домом Островского», которой, с нашей точки зрения, сегодня сцене недо стает» («Омская правда», 1979, № 44, 21 февраля). Бесспорной творческой находкой в по становке пьесы А. Островского является та атмосфера озорства, живой пластики и яркости лубочного зрелищного ряда, кото рые характерны для эксцентрической ко медии. Казалось бы, все это не очень-то согласуется с суждениями самого Остров ского, который по завершению пьесы в 1976 году писал: «Название пьесы я тебе сообщу из Москвы, скажу только, что это не комедия, а сцены из московской жиз ни..!» Но ведь совершенно очевидно и то, что на этом, последнем этапе своего твор чества, Островский, явно сближаясь с ху дожественными принципами сатиры Салты кова-Щедрина, оставался способен и к мяг кому жизнерадостному юмору, чем в какой-то мере предвосхищал драматургию А. П. Чехова. Отнюдь не мешает, а скорее даже по могает несколько водевильная атмосфера спектакля заглянуть в глубь характера сво его героя артисту В. Абросимову. Его. Амос ПаНфилыч Барабошев — и притеснитель, и истязатель, когда сталкивается с людьми от него зависящими, но он в такой же ме ре раб, когда судьба сводит его с сильны ми мира сего. А поскольку такие повороты случаются по законам сцены постоянна,.*©’ I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2