Сибирские огни, 1980, № 1
Ш8 потому ли в середине семидесятых очень скоро и как-то незаметно, сами по себе, сошли с театральной афиши спектакли «Гамлет», «Антоний и Клеопатра», а в по следующие годы инсценировка «Преступле ния и наказания» Ф . Достоевского, «Трех, сестер» А. Чехова? А в противоположность этому нередко производится «штурм классики». Режиссер во что бы то ни стало стремится переос мыслить произведение, противопоставить свое прочтение всем предыдущим, отры ваясь от пьесы, навязывая ей свою, к тому же иногда пеструю и эклектическую сти листику. Именно это виделось в спектакле «Доходное место», поставленном к 150-ле тию со дня рождения великого драматурга. Настойчивые поиски тем не мерее про должались, хотя и позже рождались порою весьма спорные спектакли, такие, как «На дне» и «Гроза». Но факт остается фактом, классический репертуар продолжает вол новать и манить театр, на сцене которого в самое последнее время свет рампы уви дели горьковская пьеса «Дети солнца» и «Правда хорошо, а счастье лучше» Остров ского. Настойчивое и давнее обращение главно го режиссера театра, заслуженно го деятеля искусств РСФСР А. Хайкина к наследию Островского и Горького пред ставляется отнюдь не случайным. Он по большому счету выверяет этим творческий лотенциал коллектива. Систематическое обращение театра к драматургии этих авторов помогает и зри телю лучше увидеть творческую диалекти ку режиссерской мысли, определенные сдвиги в актерском мастерстве. Скажем, от прочтения пьесы «На Дне» до «Детей солн ца» -— дистанция огромного размера. То же самое можно сказать о некогда постав ленном «Доходном месте» и ныне осуще ствленном спектакле «Правда хорошо, а счастье лучше». При сравнении этих работ разных лет очень хорошо ощущается твор ческий рост театра, его режиссуры, усиле ние мастерства и гражданской зрелости всего творческого коллектива. Оказывается, нет необходимости пере иначивать выведенные Горьким образы, не нужен и спор с ним для того, чтобы соз дать созвучный сегодняшнему дню сцени ческий вариант «Детей солнца». Но нужно обязательно проникнуться горьковскими мучительными раздумьями о судьбах рус- < ской интеллигенции начала нашего столе тия и суметь соотнести день вчерашний с сегодняшним. Разными средствами добиваются театры такого созвучия, разными путями идут при этом. Никак не скажешь, что спектакль Томского драматического театра по пьесе В. Маяковского «Клоп» звучит архаично. Омский зритель в период гастролей мог убедиться в этом, оценить должным об разом темперамент и мастерство создате лей многокрасочного и живого представле ния. И все-таки уходишь с этого спектакля с каким-то двойственным чувством. Уже вы э . Ш ИК ход героев напоминает парад-алле в цир ке. Что ж, театр — увеличительное стекло, и буффонада уместна, пожалуй, в спектак ле по В. Маяковскому больше, чем в лю бом другом представлении. Но дальше — больше. Не обошлось в диалогах создате лей хитроумных машин без пресловутых 4— 12. Потом проговаривается имя певца Высоцкого. Наконец, вспомнили и БЗсан- дайку (излюбленное место неподалеку от Томска). Да, все это тоже своеобразный выход в сегодняшний день, но причем здесь В. Маяковский и его комедия «Клоп»? Меньше всего великий поэт, нуждается в таком искусственном осовременивании, ибо пьеса его насыщена столь злободневными проблемами, что даже по прошествии еще пятидесяти лет пьеса эта будет звучать не менее злободневно и остро, нежели сегод ня или пятьдесят лет тому назад. Явно из менило в данном случае чувство меры ин тересному исполнителю главной роли и одаренному режиссеру - постановщику О. Афанасьеву. Еще один пример из практики гастроли ровавших в нашем городе театров. Риж ский театр русской драмы показал тогда спектакль «На дне» в постановке народного артиста ЛССР А. Каца. Многое в этом пред ставлении далеко не традиционно, но опре деляется оно не режиссерским или актер ским произволом, а глубинным проникно вением в идейно - художественную суть произведения основоположника социали стического реализма. Каждое действие спектакля обрамляется каким-то скрипучим и жалким завывани ем, в котором лишь отдаленно узнается ме лодия народной песни «Солнце всходит и заходит...» Разве же не это жалкое завыва ние, граничащее с отчаянием, — лейтмотив многих героев спектакля — Насти, Клеща, даже внешне бойкого Васьки Пепла? Разве не оно воплощено в потухших глазах изуро дованной физически и духовно Наташи, еще не покончившего с собой Актера (артист А. Боярский)? Даже Сатин народного артиста ЛССР А. Михайлова, с его высоким монологом о силе Человека, будто бы блекнет и вса сывается в это ужасное социальное боло то. Трудно, очень трудно согласиться с таким приниженным и приземленным зву чанием известных слов. И все-таки такое решение имеет свои веские основания. Вспомним, Горький испытывал постоянную неудовлетворенность оттого, что великие слова о Человеке говорит в его пьесе не тот герой, а передать их некому. Дело в том, что в спектакле рижан во все не снят высокий пафос горьковской любви к Человеку. Он лишь передан дру гому лицу, и лицо это, говоря словами Са тина, «не ты, не я, не они... цёт! — Это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет»... Лицо это — мощный, мужественный хор, родив шийся в финале и заглушивший скрипучее завывание, сопровождавшее весь спектакль. И в этом все нарастающем хоре — высокая патетика горьковской любви к Человеку и веры в его будущее.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2