Сибирские огни, 1980, № 1
В НАЧАЛЕ ВТОРОГО ВЕКА 167 Обратимся, например, к сцене суда над Мещеряковым. Подсудимый оказывается на возвышении, а судьи — главный из них Брусенков — располагаются на нижней площадке. Богата музыкальная тема Меще рякова — от походного зова трубы до сим фонических фрагментов, с ним же, в ос новном, связаны и народные мелодии. Н е-{ сравненно беднее, одноцветнее и суше по добные темы Брусенкова. Нельзя не отметить очень разные (и по характеру, и по сценическому времени), но одинаково интересные актёрские работы В. Гуркина (Петрович), Ю. Музыченко (Глу хов), В. Лукьянова (взводный). Совершенно неповторимый и точно разработанный об лик придает своему персонажу Стрельни кову, ближайшему сподвижнику Брусенко ва, артист В. Алексеев. Он как бы утрирует психологический портрет своего учителя, а в сущности раскрывает логическое его продолжение. Словом, спектакль «Соленая Падь» с видимой определенностью выражает наме тившуюся в режиссуре нашего театра тен денцию к сближению эмоционально-зре лищного ряда с аналитическим, углублен ным социально - психологическим проник новением в духовный мир человека. Испытание классикой «Поддельными ключами не откроешь...», «А Гоголь молчит...», «Сберечь «Чайку», «Куда ведет лестница?». Это — названия не которых статей, появившихся в последние годы в центральной прессе о прочтении классики современным театром. Куда реже авторы таких статей выносят в заголовок более спокойные слова — «Классика и сов ременность», «Ждать нежданного». И сов сем единичны весьма обнадеживающие — «Неувядающая жизнь классики». Споры о современном прочтении клас сики шли всегда, нет оснований полагать, что в ближайшем будущем все дискуссион ные вопросы найдут свое решение ко все общему благоденствию, ибо такое благо денствие означало бы полное равнодушие к классике. Острый интерес к классическому репер туару обусловлен еще одним чрезвычайно важным обстоятельством. Издавна творче ские возможности театра измерялись его способностью поставить классическую пье су. Нередко даже труппы формировались с расчетом, чтобы в ней были представле ны все типажи грибоедовского «Горе от ума». Думаю, что и сегодня для любого драматического коллектива весьма эффек тивным творческим экзаменом является ис пытание классикой. Как же в последние годы выдерживает это испытание Омский драматический театр? И теперь еще наш зритель тепло вспо минает спектакль «Смерть Иоанна Грозно го» по пьесе А. К. Толстого. Неменьшим успехом пользовалось прекрасное пред ставление «Сирано де Бержерак» по Э. Ро стану. Секрет долголетнего успеха этих спектаклей, очевидно, в том, что их созда тели нашли в недрах самих произведений прошлого такие аспекты, которые близки и сегодняшнему зрителю. Омский драматический театр издавна проявляет постоянный интерес к мировой классике, к драматургии современных ино странных авторов. В этом ряду нельзя не назвать «Призраки» Эдуардо де Филиппо в постановке Л. Шалова (1975), «Топаз» Марселя Паньоля, поставленный Я. Киржне- ром (1976). Наконец, успешно идут две пьесы Т. Уильямса: «Орфей спускается в ад» (постановка А. Хайкина) и «Царствие земное» в постановке Я. Киржнера. Быть может, особую значимость в по стижении мировой классики имели для Ом ского театра именно две последние поста новки. Драматургия Т. Уильямса сочетает в себе социально - психологическую драму со щедрым насыщением сюжета мифоло гической символикой. Наконец, вся драма тургия выдающегося американского авто ра отличается сильным лирическим звуча нием. Работа над пьесами Т. Уильямса невольно сближала режиссуру театра. Во всяком слу чае в спектаклях «Орфей спускается в ад» и «Царствие земное» значительно меньше, чем в других постановках Я. Киржнера и А. Хайкина, ощущается их приверженность к разным режиссерским стилям. Здесь у одного из них как будто с большей яс ностью проявляется интерес к лирико-сим волическим сценическим средствам, а у другого — к средствам социально-психоло гической драмы. Все это совсем не значит, что названные спектакли утратили свое индивидуальное ¡звучание. Если бы такое случилось, то спек такли эти, еще не родившись, сразу бы умерли. Точно сказано быдо: «Лирическое начало драматургии Уильямса определяет не только ее морально-этическое содер жание, но и стилистику, то есть составляет важнейшую особенность художественного метода писателя. Поэтому, когда речь идет о пьесе Уильямса, личная зараженность ре жиссера не только проблемами,- но и самой авторской болью становится не просто же лательной, но эстетически необходимой. Холодный профессионализм вообще редко бывает животворен, но для пьес Уильямса он оказывается попросту губительным» («Театр», 1978, № 10, с. 95). Сила этих спектаклей РмсКой драмы в том, что в драматургическом материале бы ли точно определены точки соприкоснове ния со зрителем, в спектаклях этих не было модного тогда и ныне еще полностью не изжитого режиссерского стремления пере иначить пьесу, поспорить с ее автором, перевернув с ног на голову смысл про изведения. Но ведь видел омский зритель на сцене своего театра и нечто другое. Порою вме сто спектакля шла как будто бы читка пье сы: все буквально так, как написал некогда классик, а зритель равнодушен, театр не смог затронуть его душевных струн. Не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2