Сибирские огни, 1980, № 1

166 э . ш и к Постоянные поиски новых путей пости­ жения характера героя ощущаются особен­ но ясно в последних работах А. Хайкина. Представляется, что важной вехой для ре­ жиссера стал спектакль «Фантазии Фа- рятьева». Пьеса А. Соколовой, очевидно, тем и привлекла многие театры, что в произведе­ нии этом получила свое воплощение очень важная для современного искусства идея о невозможности разъединить в челове­ ке общественное и личное, производствен­ ное и интимное. Только в синтезе, только в самых разнообразных проявлениях мож­ но глубоко и основательно познать чело­ века. , Омский спектакль «Фантазии Фарятьева» давал основание и для определенного бес­ покойства. Важно было видеть, как оправ­ данная тенденция проявится в театре в дальнейшем. Интерес к обыденному мог обернуться полным погружением в быт, а исследование внутреннего мира героя типа Фарятьева могло привести театр к погру­ жению в отвлеченные психологические глу­ бины. Все здесь зависело от принципиаль­ ной, партийной и гражданской позиции театра, от идейно-художественной зрелости режиссуры. Следует сказать, что пристальный инте­ рес к внутреннему миру героя, к его пси­ хологии, не был только эпизодом, связан­ ным с «Фантазиями Фарятьева», такая тенденция прослеживается в той или иной мере в самых различных работах А. Хайки­ на — «Прошлым летом в Чулимске» А. Вам­ пилова, «Добежать, отдышаться...» Е. Шеба­ лина, «Царская охота» Л. Зорина, «Правда хорошо, а счастье лучше» А. Островского, «Соленая Падь» С. Залыгина,— хотя драма­ тургический материал, как видно из пере­ числения, необычайно разнообразный. Естественно, что драматургия эта требовала значительно более широкого режиссерско­ го диапазона, нежели только эмоциональ­ ности и зрелищности, столь сильно отли­ чавшие ранее режиссуру А. Хайкина. Теперь режиссеру оказывается подвластным мате­ риал трагедии и производственной пьесы, психологической драмы и комедии, лириче­ ского и публицистического представления благодаря тому, что эмоциональный накал постановок постоянно обогащается анали­ тичностью, тщательным вниманием к харак­ теру и конфликтам. , В самом конце нынешнего сезона состоя­ лась премьера «Соленой Пади» по извест­ ному роману С. Залыгина. Инсценировка романа, постановка и режиссура заслужен­ ного деятеля искусств РСФСР А. Хайкина и В. Иванова. Спектакль посвящен знамена­ тельной дате — 60-летию освобождения Омска от Колчака 5-й Красной Армией под командованием М. Н. Тухачевского. Премьера эта не случайно определена как «самый большой спектакль сезона, по­ ставленный в форме народной драмы»- В «Соленой Пади» участвуют практически все актеры театра, а главное, новый спек­ такль определенно выявляет такую сцени­ ческую эстетику, которая идет от народно­ го зрелища. На сцене партизанский лагерь: повозки со скарбом, оружием, продовольствием. Тележные слеги, словно пики, здесь и там устремлены в тревожное небо с ярко-крас­ ными проблесками (художник Н. Эпов). Самые первые музыкальные аккорды еще более усиливают предчувствие значитель­ ных и тревожных событий (музыкальное оформление Р. Левитана). Звучит в спектак­ ле и народная 'песня, придавая массовым сценам еще и лирическую окрашенность (хормейстеры Л. Хейфец и Г. Огай). Кумачовая расцвеченность и бурная ми- тинговость многих массовых сцен, разлив страстей человеческих, споров и столкно­ вений прекрасно передают аромат самой эпохи первых послеоктябрьских лет. Все на сцене совершается в нарастаю­ щем движении. Будто туго закрученная пружина раскручивйется действие спектак­ ля. Появляется масса как при замедленной съемке, но сразу же эмоциональный ритм начинает возрастать. Понятно, что в народной драме массовые сцены занимают определяющее место. Они — основа спектакля, его нерв и смысл. Первая такая сцена — суд над Власихиным (народный артист РСФСР В. Лукьянов) — задает столь высокую эмоциональную то­ нальность действию, что невольно начина­ ешь опасаться, удастся ли удержаться на таком уровне в ходе дальнейших сцен, не произойдет ли спад. Очень больших усилий стоит актерам это испытание. Часто эмоциональное возраста­ ние форсируется голосом, криком. Спек­ такль порою чрезмерно громок. Может показаться, что высокая эмоцио­ нальность представления, преобладание массовых сцен исключают психологическую разработанность образов. Но уже первая сцена насыщается таким обилием типов и характеров, пусть и эскизно намеченных, что зритель получает полное представление о многоголосье массы, пестроте ее настро­ ения. Даже лицо от автора органически вписывается в действие и приобретает ярко выраженный характер, благодаря тому, что актер Ю. Ицков тонко и безошибочно чув­ ствует эмоциональную атмосферу действия, психологическое состояние героев, настро­ ение зрителя. Обратимся, однако, к центральной фигу­ ре спектакля — главкому партизанской'ар­ мии Ефрему Мещерякову в исполнении Н. Бабенко. Накануне премьеры актер за­ явил, что такой значительной роли у него еще не было. Теперь, после премьеры, можно сказать и больше. Эта работа Н. Бабенко станет для актера значительной вехой его творческой биографии. Чрезвычайно трудно передать сцениче­ скими средствами всю сложную гамму пси­ хологического конфликта Мещерякова и Брусенкова, столь тщательно и подробно разработанного в романе. Успешно решить эту задачу исполнителям помогают хорошо продуманные мизансцены, цветовые, музы­ кальные и песенные темы, сопровождаю­ щие этих героев на протяжении всего спек­ такля, наконец, их отношение и отношение к ним других действующих лиц. ‘

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2