Сибирские огни, 1980, № 1
166 э . ш и к Постоянные поиски новых путей пости жения характера героя ощущаются особен но ясно в последних работах А. Хайкина. Представляется, что важной вехой для ре жиссера стал спектакль «Фантазии Фа- рятьева». Пьеса А. Соколовой, очевидно, тем и привлекла многие театры, что в произведе нии этом получила свое воплощение очень важная для современного искусства идея о невозможности разъединить в челове ке общественное и личное, производствен ное и интимное. Только в синтезе, только в самых разнообразных проявлениях мож но глубоко и основательно познать чело века. , Омский спектакль «Фантазии Фарятьева» давал основание и для определенного бес покойства. Важно было видеть, как оправ данная тенденция проявится в театре в дальнейшем. Интерес к обыденному мог обернуться полным погружением в быт, а исследование внутреннего мира героя типа Фарятьева могло привести театр к погру жению в отвлеченные психологические глу бины. Все здесь зависело от принципиаль ной, партийной и гражданской позиции театра, от идейно-художественной зрелости режиссуры. Следует сказать, что пристальный инте рес к внутреннему миру героя, к его пси хологии, не был только эпизодом, связан ным с «Фантазиями Фарятьева», такая тенденция прослеживается в той или иной мере в самых различных работах А. Хайки на — «Прошлым летом в Чулимске» А. Вам пилова, «Добежать, отдышаться...» Е. Шеба лина, «Царская охота» Л. Зорина, «Правда хорошо, а счастье лучше» А. Островского, «Соленая Падь» С. Залыгина,— хотя драма тургический материал, как видно из пере числения, необычайно разнообразный. Естественно, что драматургия эта требовала значительно более широкого режиссерско го диапазона, нежели только эмоциональ ности и зрелищности, столь сильно отли чавшие ранее режиссуру А. Хайкина. Теперь режиссеру оказывается подвластным мате риал трагедии и производственной пьесы, психологической драмы и комедии, лириче ского и публицистического представления благодаря тому, что эмоциональный накал постановок постоянно обогащается анали тичностью, тщательным вниманием к харак теру и конфликтам. , В самом конце нынешнего сезона состоя лась премьера «Соленой Пади» по извест ному роману С. Залыгина. Инсценировка романа, постановка и режиссура заслужен ного деятеля искусств РСФСР А. Хайкина и В. Иванова. Спектакль посвящен знамена тельной дате — 60-летию освобождения Омска от Колчака 5-й Красной Армией под командованием М. Н. Тухачевского. Премьера эта не случайно определена как «самый большой спектакль сезона, по ставленный в форме народной драмы»- В «Соленой Пади» участвуют практически все актеры театра, а главное, новый спек такль определенно выявляет такую сцени ческую эстетику, которая идет от народно го зрелища. На сцене партизанский лагерь: повозки со скарбом, оружием, продовольствием. Тележные слеги, словно пики, здесь и там устремлены в тревожное небо с ярко-крас ными проблесками (художник Н. Эпов). Самые первые музыкальные аккорды еще более усиливают предчувствие значитель ных и тревожных событий (музыкальное оформление Р. Левитана). Звучит в спектак ле и народная 'песня, придавая массовым сценам еще и лирическую окрашенность (хормейстеры Л. Хейфец и Г. Огай). Кумачовая расцвеченность и бурная ми- тинговость многих массовых сцен, разлив страстей человеческих, споров и столкно вений прекрасно передают аромат самой эпохи первых послеоктябрьских лет. Все на сцене совершается в нарастаю щем движении. Будто туго закрученная пружина раскручивйется действие спектак ля. Появляется масса как при замедленной съемке, но сразу же эмоциональный ритм начинает возрастать. Понятно, что в народной драме массовые сцены занимают определяющее место. Они — основа спектакля, его нерв и смысл. Первая такая сцена — суд над Власихиным (народный артист РСФСР В. Лукьянов) — задает столь высокую эмоциональную то нальность действию, что невольно начина ешь опасаться, удастся ли удержаться на таком уровне в ходе дальнейших сцен, не произойдет ли спад. Очень больших усилий стоит актерам это испытание. Часто эмоциональное возраста ние форсируется голосом, криком. Спек такль порою чрезмерно громок. Может показаться, что высокая эмоцио нальность представления, преобладание массовых сцен исключают психологическую разработанность образов. Но уже первая сцена насыщается таким обилием типов и характеров, пусть и эскизно намеченных, что зритель получает полное представление о многоголосье массы, пестроте ее настро ения. Даже лицо от автора органически вписывается в действие и приобретает ярко выраженный характер, благодаря тому, что актер Ю. Ицков тонко и безошибочно чув ствует эмоциональную атмосферу действия, психологическое состояние героев, настро ение зрителя. Обратимся, однако, к центральной фигу ре спектакля — главкому партизанской'ар мии Ефрему Мещерякову в исполнении Н. Бабенко. Накануне премьеры актер за явил, что такой значительной роли у него еще не было. Теперь, после премьеры, можно сказать и больше. Эта работа Н. Бабенко станет для актера значительной вехой его творческой биографии. Чрезвычайно трудно передать сцениче скими средствами всю сложную гамму пси хологического конфликта Мещерякова и Брусенкова, столь тщательно и подробно разработанного в романе. Успешно решить эту задачу исполнителям помогают хорошо продуманные мизансцены, цветовые, музы кальные и песенные темы, сопровождаю щие этих героев на протяжении всего спек такля, наконец, их отношение и отношение к ним других действующих лиц. ‘
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2