Сибирские огни, 1980, № 1
В НАЧАЛЕ ВТОРОГО ВЕКА 165 ки, очень близкой пафосу автора этих про изведений. Разные это спектакли, но они по праву могут быть названы звеньями одного твор ческого направления. Оба спектакля ярко выражают одну из ведущих тенденций се годняшнего театрального искусства — об стоятельное психологическое исследование характеров в обыденных, повседневных проявлениях и вместе с тем в сложнейших связях героев с днем сегодняшним и днем минувшим. Уместно напомнить в связи с этим слова Н. В. ,Гоголя, который писал в свое время: «Чем предмет обыкновеннее, тем выше нужно быть поэту, чтобы извлечь из него необыкновенное и чтобы это необыкновен ное было, между прочим, совершенная истина». Кажется, театр при работе над сценическим вариантом «Денег для Марии» поставил этот тезис во главу угла. А протекает перед нами столь же обы денная история, как и в «Последнем сроке». Мария, не имея достаточного опыта и зна ний, не устояла перед настойчивыми прось бами своих односельчан и согласилась встать за прилавок сельского магазина. Первая же ревизия обнаружила недостачу в тысячу рублей новыми И теперь муж Марии — Кузьма в три дня должен отыс кать эту сумму и внести, чтобы спасти жену. Кузьма в поисках денег встречается с са мыми различными людьми своего родного села. Невольно как-то мы проникаемся забота ми и думами Кузьмы (артист Н. Бабенко), тонко и убедительно доносит актер непо колебимую уверенность своего героя в исходе дела: нет, не откажут, не могут от- . казать люди в помощи. Даже сны Кузьмы полны этой уверенностью. То ему грезятся люди, отказавшие в помощи, а теперь горько раскаивающиеся в своем равноду шии, а то и вовсе видится общее колхозное собрание, решающее оди~ вопрос — как помочь Марии и Кузьме, их при этом, ко нечно же, сажают в президиум. Подобные обращения к условным средствам сцениче ского воплощения помогают нам лучше по нять героя. Важно заметить, что и здесь получается это^лагодаря единству драма тургического материала, режиссерского решения и актерского исполнения, но до стигается это иными средствами, нежели в спектакле «Беседы при ясной луне». Даже фантастические сцены ни в какой меое не отрывают героя от реальной действительно сти, ибо, они вбирают в себя очень земные реалии. Кузьма, во сне, за столом пре зидиума от радости толкает Марию в бок. Она дергается и смеется: «Бессовест ный. В президиуме так не делают. Сиди смирно». Органично вписываются в художествен ную структуру спектакля, казалось бы, не совместимые манеры актерского исполне ния: от строгой и сдержанной, без каких- либо эмоциональных эффектов игры Н. Надеждиной в эпизодической роли ма тери Василия, тонко ироничного исполнения роли председателя (народные артисты РСФСР А. Щеголев и В. Лукьянов), харак терности Комарихи и деда Гордея (заслу женные артисты РСФСР К. Барковская и Н. Слесарев) до подчеркнутой пародийно сти в раскрытии образов скупой старухи Степаниды (Е. Псарева) и учителя Евгения Николаевича (заслуженный артист Груз. ССР Ф. Степун). При соприкосновении или столкновении этих характеров рождается свет, проясняю щий многое в Кузьме, освещающий вместе с этим исследуемую театром сегодняшнюю нашу действительность. Трудно в этом отношении переоценить эмоциональную и смысловую значимость характера Марии (арт. В. Прокоп и Г. Рос сийская). Отнюдь не случаен тот факт, что образ этот приобрел большую выразитель ность и законченность в пьесе по сравне нию с ранее написанной повестью. Напом ню хотя бы о появившихся в пьесе размыш лениях Марии о своей жизни с Кузьмой.' Больше того, сцены «Кузьма — Мария» стали в спектакле лирическим нервом. Общий рисунок каждой исполнительницы роли Марии во многом совпадает, и все же Мария В. Прокоп органичней и последова тельней вписывается в самое движение спектакля. Тоньше и психологически обос нованней, с большим внутренним напряже нием ведет эта актриса эмоциональную линию своей героини, что сказывается и на эмоциональном облике Кузьмы. Во всяком случае излишняя, не в хаоактере Кузьмы, взвинченность и даже истеричность мне бросилась в глаза именно в тот вечер, ког да на сцене были Н. Бабенко и Г. Россий ская. Даже не вечер, а лишь в один какой- то момент. Как говорится, «чуть-чуть». Но ведь эту «категорию» трудно переоценить в искусстве. Тем и интересен новый спектакль Омско го драматического театра, что твбрческий коллектив его прекрасно ощущает это са мое «чуть-чуть». Ведь оттого многомерность оформления нигде не переходит в пестроту, а многогранность режиссерского решения и актерского исполнения отнюдь не ведет к эклектизму, искусственному и произволь ному смешению стилей. Настойчивое постижение художественно го мира Распутина привело театр в спектак ле «Деньги для Марии» к заметным достижениям в освоении нашей современ ности, в обыденном течении жизни здесь проясняется сущее и необыкновенное. Недавний приход режиссера В. Симанов ского на постоянную работу в Омский театр, очевидно, снимет проблему неста бильности и некоторой случайности режис суры. Важнейшие омские работы В. Сима новского — спектакли «Последний срок» и «Деньги для Марии» — во многом обна деживают своим Рлубинным проникнове нием в народный характер, умением почув ствовать и передать сценическими сред ствами богатую и многозвучную прозу В. Распутина. В манере нового режиссера хотелось бы отметить и особый интерес к актеру, способность вписать в ткань спек такля разные манеры исполнения, что по могает порою выявить неожиданные актер ские возможности.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2