Сибирские огни, 1980, № 1
164 Э. ШИК когда она от своей Зорьки, тогда уже кол хозной коровы, надаивала по кружечке молока, чем спасла своих детей. «Все мне кажется, что помнит и осуждает меня Люся, оттого и не стала со мной жить, что мать такая». Вполне определенный социальный выход получа 1 рт и другие размышления и пережи вания ¿тарой женщины. Не может Анна вместе с Миронихой, в исполнении заслу женной артистки РСФСР Н. Надеждиной, смириться с пьянством, пороком, который наблюдают за многими односельчанами. И. действительно, жжет Анну стыд в послед ний свой срок за сыновей, устроивших по пойку в бане: ящик водки был куплен на поминки, а матери стало легче, так не про падать же добру. Сцена пьяного разгула в бане настолько контрастна миру переживаний труженицы Анны, всем ее нравственным принципам, что зрителя жжет тот же стыд, что и ге-1 роиню, ем / особенно понятна боль матери аа Михаила. Казалось бы, как далеко от обыденной и повседневной жизни, которая определяет духовную жизнь героини Псаревой, до так называемых общечеловеческих, мировых проблем бытия. Оказывается, совсем неда леко. Хорошо чувствует актриса диалектику творчества: хочешь коснуться вечного, все человеческого, будь внимателен к обыден ному, повседневному, конкретному. Имен но благодаря этому актриса в постижении образа Анны в лучших эпизодах и сценах достигает подлинно художественных высот. Несколько отличается общий рисунок это го образа у заслуженной артистки РСФСР К. Барковской. Ее Анна несколько интелли гентней, что ли, чем Анна Псаревой. Прояв ляете)» это в иных жестах, движениях, сло вах. А все вместе невольно как-то несколь ко отгораживает образ, созданный этой актрисой, от обыденности и повседневности, которые питали и питают характер Анны. • , Конечно, центральный персонаж многое определяет в спектакле. Тем не менее без дружного актерского ансамбля было бы невозможно достичь той художественной цельности, чем отличается спектакль «По следний срок». Даже пригрезившаяся матери любимая младшенькая Таньчора (артистка Л. Транди- ка) помогает лучше понять и характер ста рухи Анны, и непростые характеры ее де тей Варвары, Михаила, Ильи, Люси. Немало недоуменных вопросов читателей повести вызвал в свое время тот факт, что детям старухи Анны далеко до тех высоких нравственных принципов и душевного так та, какими обладает их мать. В самом деле, как далека от этого мира старшая дочь Варвара, характер которой безукоризнен но точно доносит артистка "Е. Романенко. Плаксивая и столь же неискренняя, она заставляет мать удивиться даже на смерт ном одре: «Откуда ты у нас такая?». Минутные добрые порывы Люси чаще всего тут же сменяются бездушием и хо лодным расчетом, душевной бестактностью. Нельзя не отметить работу Г. Российской над этим сложным образом. Она мягче, чем другая исполнительница, В. Канунникова, акцентирует слабости характера своей ге роини, и тем самым ей удается избежать назидательности. ,Ее Люся отнюдь не стано вится от этого привлекательнее, но приоб ретает большую убедительность и натураль ность. Наконец, это точнее раскрывает замысел В. Распутина, писателя, далекого от прямолинейного осуждения своих героев. Его увлекает другая задача, давняя гумани стическая цель русской классики— «найти в человеке человека» (Ф . Достоевский). В этом смысле интересно работают арти сты Ю. Музыченко и Б. Розанцев, прекрас но доносящие до зрителя образ среднего брата Ильи, неизвестно где и как потеряв шего свое лицо,— по точному замечанию В. Распутина. Но и это не мешает актерам подчеркнуть в своем персонаже какие-то привлекательные черточки характера. В конце концов даже лучший из детей Анны — Михаил, в доме которого и дожи вает свой век старуха, мог бы быть безого ворочно осужден., Однако В. Распутин далек от этого в повести, столь же далеки от это го и исполнители роли Михаила Н. Бабенко и Н. Чиндяйкин. С большой драматической силой звучит сцена ссоры у постели умирающей мате ри.-Нет, не удерживают детей Анны светлые воспоминания детства от унижающей всех стычки — у кого жить матери. Мелкие при дирки Люси, плаксивое поддакивание Вар вары и беспринципное поведение Ильи в конце концов вынуждают Михаила ска зать своим сестрам и брату все, что у него накипело за эти дни. Нелегко это дается Михаилу, но столкно вение становится важным эпизодом его дерелома. Тонко и убедительно ведет эту линию образа артист Н. Чиндяйкин. Замет ный акцент она получает еще в момент попойки. Его Михаил оказывается един ственным из собутыльников, печально раз мышляющим о том, что заблудился в родном селе. Это, кстати, окрашивает в бо лее суровые тона всю сцену. Разговор бойко подхватывают Илья и Харчевников, вовсе не понимая смысла произнесенных слов Михаила. Не случайно ведь именно жену Михаила, Надю, старуха Анна вдруг принимает за свою любимую, так и не приехавшую дочь Таньчору. Все ведет к Михаилу. И он полон веры в будущее. «Заживем, мать»,— бодро говорит он, еще не зная, что матери уже нет. Разразившаяся гроза в финале спектакля, живительный дождь, призванный омыть землю, обновить ее, обновляет будто и Михаила. Все это вместе вносит в представ ление как раз ту атмосферу, которая делает спектакль не только основательным по про никновению во внутренний мир героев, но и светлым, жизнеутверждающим по своему звучанию. После премьеры Омского драматическо го театра «Деньги для Марии» (1978) сле дует, очевидно, размышлять не столько об удачном сценическом воплощении еще од ного произведения В. Распутина, сколько о постижении театром сценической эстети
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2