Сибирские огни, 1980, № 1
В НАЧАЛЕ ВТОРОГО ВЕКА 163 В. Мальчевский не просто продемонстриро вали блестящие актерские возможности, но прежде всего во всей многогранности до несли до зрителя сущность героев расска за «Вянет, пропадает». Самой высокой оценки заслуживают и многие другие актерские работы. С подъ емом и видимым удовольствием работают, например, заслуженные артисты РСФСР Н. Надеждина и Н. Слесарев, которые с большой жизненной достоверностью и пси хологической убедительностью донесли до зрителя лирический пафос рассказа «Одни». Глеб Капустин Б. Каширина из рассказа «Срезал» вырастает прямо-таки в типиче ского демагога-краснобая. Этот доморо щенный мыслитель, со всеми внешними признаками культурного человека, в сущ ности, воинствующий мещанин и мелкий завистник. Тонко, но едко, без какого-либо искусственного нажима развенчивается ак тером этот характер. Характер и слово— вот что прежде всего дает актерам каждый из этих рассказов. Поистине неисчерпаемы здесь возможности актерской импровизации. И, надо сказать, богатый творческий заряд каждого рас сказа используется актерами с максималь ной отдачей. При этом наиболее болно ре ализуются индивидуальные особенности ис полнителей. Когда же сценарий идет на объединение отдельных рассказов, не обхо дится без определенных накладок, наруша ется художественный нерв произведения, и это ведет иногда к самым неожиданным по следствиям. Все это и заставляет особо остановиться на проблеме художественной целостности спектакля «Беседы при ясной луне». Да, каждая из лучших сцен, несомненно, имеет свою законченность. Но ощущение завер шенности теряется, когда просмотрен весь спектакль. И дело не только и не столько в том, что одни эпизоды сильнее, другие — слабее. Скажем, эпизод из рассказа «Са пожки» явно не дотягивает до уровня луч ших сцен спектакля. Но в конечном итоге эпизод этот и не претендует на широкие обобщения. Иное дело, когда мы смотрим ключевые сцены спектакля, скажем, эпизоды из рас сказов «Думы», «Зоревой дождь», и не мо жем избавиться от впечатления вторично- сти: ведь история председателя колхоза Матвея знакома зрителю еще по спектаклю ярославцев .«Характеры» (Ярославский дра матический бывал на гастролях в Омске). В нашем же спектакле именно на эти эпи зоды ложится большая идейно-художест венная нагрузка, которая им явно не под силу. А это уже выходит за рамки рассуж дений «сильнее — слабее». Полагаю, что и создателей спектакля за ключительная сцена далеко не удовлетво ряла. И тогда они пошли на точку, так ска зать, декларативную — звучат слова из пос леднего письма В. Шукшина в издательство «Молодая гвардия» об истинных националь ных ценностях русского народа. Слова прекрасные, выстраданные и выношенные писателе.м, вырвавшиеся из самого сердца. Но не обязывают ли эти высокие слова, в 11* данном случае, к значительно большему, чем то, что есть в спектакле? Кроме всего прочего, зритель отметит и явные длинноты, некоторую замедлен ность действия иных эпизодов. И эти упре ки имеют под собой основания, хотя с мот мента первого представления театр провел большую работу по сокращению сцениче ского времени. И все-таки все эти сомнения и вопросы не способны, на мой взгляд, поколебать главного вывода: «Беседы при ясной луне» еще раз подтвердили большие творческие возможности коллектива театра. Обращаясь к другому спектаклю недав него времени, к «Последнему сроку» В. Распутина, хочется сразу же отметить, что постановщик его В. Симановский, ху дожник Ю. Суракевич, как и весь актерский состав, бережно и довольно точно перенес ли на сцену действие повести и важнейшие характеры ее героев. В сценическом во площении повести Распутина нашла свое выражение одна из тенденций сегодняшне го театрального искусства — обстоятельное психологическое исследование героев. Здесь интерес к внутреннему миру человека да лек от погружения в отвлеченные психоло гические глубины, исследуется народный характер в его сложнейших связях с днем сегодняшним и днем вчерашним в обыден ных и повседневных проявлениях. Соответствует этому и художественное оформление спектакля. Деревенские ворота и калитка, голые ветви деревьев, сбросив ших отжившие листья,— это все, что видит зритель на сцене. Действие спектакля со провождается характерными звуками — пе нием птиц, ржанием лошадей, мычанием коров, кудахтаньем кур. Наконец, тревож ные гудки пароходов — ведь действие происходит в деревне на берегах Ангары. 'Столь аскетическое художественное оформление внутренне соответствует эмо циональному пафосу произведения В. Рас путина. Почувствовать и осознать это помо гают зрителю лица от автора (артисты В. Гуркин и Б. Колодко), которые без нажи ма в сдержанной манере вводят нас в по вседневные дела героев спектакля, в мир природы, их окружающей. Другая важная особенность повести «Последний срок» — сужение диапазона наблюдений писателя до пределов семей ных не мешает автору глубоко постигнуть духовный мир труженика, подлинно народ ный характер во всех его сложных нрав ственных и моральных, экономических и социальных связях. Эта особенность возла гала неимоверно трудную задачу на актер ский состав. И надо сказать, что это испы тание актеры с честью выдерживают. Безусловно, лучшая работа спектакля — образ старухи Анны, в исполнении заслу женной артистки РСФСР Е. Псаревой. Сила и красота созданного ею народного харак тера, прежде всего, в том, что за каждым ее жестом и словом чувствуется правда, мудрость подлинно народных морально- нравственных принципов. Далеко не отвлеченный характер приоб ретает воспоминание Анны о своем грехе»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2