Сибирские огни, 1980, № 1

162 э . ш и к Серов йа отдельные постановки, на что те­ атр шел вынужденно, отнюдь не лучшим образом влияла на творческое единение коллектива. Не собираюсь бросить тень на те спек­ такли, которые были поставлены в послед­ ние годы на омской сцене приглашенными режиссерами. Спектакли эти не прошли не­ замеченными. Вспомним хотя бы комедию О. Иоселиани «Пока арба не переверну­ лась», поставленную заслуженным деяте­ лем искусств Дагестана 'Э. Гедевалишвили. Спектакль этот стал лауреатом фестиваля национальной драматургии, посвященного 60-летию Великой Октябрьской социалисти­ ческой революции. Не забыт и спектакль «Беседы при ясной луне» московского ре­ жиссера Н. Мокина, наконец, «Последний срок», осуществленный иркутянином В. Си­ мановским. Нельзя не отметить еще одну очень пло­ дотворную традицию, сложившуюся в пос­ ледние годы в театре. Как правило, самое активное участие в создании спектакля при­ нимает автор пьесы. В связи с этим в Ом­ ском театре побывали Д. Орлов и М. Шат­ ров, Г. Бокарев и Е. Чебалин, В. Распутин и Л. Зорин, О. Иоселиани и Н. Мирошничен­ ко. Столь тесный контакт театра с авторами пьес способствует более тщательному и глубинному проникновению в идейно-ху­ дожественную суть произведения. Многие пьесы названных авторов увидели свет рам­ пы впервые на омской сцене. Одним из первых в стране обратился Омский драматический театр и к творчест­ ву В. Шукшина, осуществив постановку ко­ медии «Энеричные люди». Сценически не­ раскрытым оставался Шукшин-рассказчик, необычайно популярный в читательской среде. Опыт объединения отдельных рас­ сказов этого автора в фильм давно наме­ тился. Так, три рассказа удачно срослись в более емкое полотно — фильм «Живет та­ кой парень». Позднее по сценам многих те­ атров прошла инсценировка рассказов В. Шукшина «Характеры». В 1977 году в Омском театре родилась новая инсценировка по рассказам В. Шук­ шина (авторы ее Н. Мокин и С. Яневская). Теперь появился еще один шукшинский спектакль — «Беседы при ясной луне», по­ ставленный режиссером Н. Мокиным-. Само название — «Беседы при ясной лу­ не» — определенным образом выражает жанровую сущность. В названии видится даже ключ к режиссерскому решению: действие спектакля развивается столь же бесхитростно, как протекает обычно раз­ говор собеседников, хорошо понимающих друг друга. Суть дела не могут изменить вынесенные на афиши слова — «Пьеса в двух действиях». Представление все же ос­ тается спектаклем-беседой, и этим во мно­ гом определяются как достоинства, так и слабости недавней премьеры. На мой взгляд, в спектакле «Беседы при ясной . луне» обнаруживается подлинное единство режиссерского стиля, актерского исполнения и художественного оформле­ ния (художники О. Твардовская, В. Маку- шенко),. В самом начале внимание зрителя фикси­ руется на двух цветах— черном и красном: разговор пойдет о далеко неоднородных явлениях жизни. Еще раньше мы замечаем скромную ситцевую занавеску, на фоне ко­ торой как-то естественней ведется беседа. Потом мы обнаруживаем традиционную фотографию на стене комнаты, видим окна, подоконники которых уставлены цветами, кровать с никелированными спинками и, конечно, телевизор. Предельно лаконично, но ясно очерчен и быт героев спектакля. Но вот беседы прерываются, затихает действие, и мы чувствуем, как близко и по­ нятно для этих людей все прекрасное, оно влечет и захватывает наших героев, души их открыты для чистого и высокого. Так по- шукшински очерчивается психологическое содержание героев спектакля, хотя мы еще не дошли до каждого персонажа в отдель­ ности. Далее в конкретных судьбах и ха­ рактерах все это находит свое убедитель­ ное подтверждение, хотя порою объедине­ ние героев разных рассказов в одно лицо лишает иных персонажей логики харак­ тера. Вспомним начальную сцену — в клубе на репетиции пьесы. Нас сразу же захватыва­ ют интересные и психологически точно на­ меченные характеры Ивана (артист Ю. Му- зыченко), Пашки (В. Алексеев), не терпящие малейшей фальши в играемой пьесе, и де­ магогически настроенного Анатолия в пре­ красном исполнении артиста Б. Розанцева. Анатолий сразу же усмотрел крамолу в сомнениях своих товарищей, моментально предложены и оргвыводы. И все-таки Паш­ ка промолчать не может, смириться с не­ правдой он не способен и стоит на своем: «Идея нравится, только я не знаю, где он (герой пьесы) жить будет». Убеждает предложенное Б. Розанцевым и дальнейшее развитие» характера Анатолия, веришь в подлинность каждого движения актера, ибо он нашел такие средства осмея­ ния демагогии, ограниченности и самодо­ вольства, которые отнюдь не разрушают, а развивают намеченный вначале рисунок об­ раза. Веришь и в Ивана артиста Ю. Музы- ченко. Его герой, переходя из эпизода в эпизод, не теряет каких-то первоначаль­ ных качеств, а приобретает нечто новое в каждой сцене спектакля. Такой последовательности в развитии ха­ рактера не ощущается в образе Пашки. В каждой сцене артист В. Алексеев вели­ колепно представляет своего героя, находя яркие .детали для его .характеристики. Но стоит сделать попытку объединения этих ярко сыгранных лиц в единое целое, как мы ощутим какую-то несовместимость от­ дельных частей. Тот Пашка, который нервно и даже с некоторым надрывом обличает пороки сельского бытия, явно перечеркива­ ет первоначально созданный рисунок об­ раза. Вообще, как правило, глубже и много­ граннее те сцены спектакля, которые стро­ ятся целиком на каком-либо одном расска­ зе В. Шукшина, здесь остается в силе худо­ жественная логика писателя. Так, артистка Е. Романенко и заслуженный артист РСФСР

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2