Сибирские огни, 1980, № 1
162 э . ш и к Серов йа отдельные постановки, на что те атр шел вынужденно, отнюдь не лучшим образом влияла на творческое единение коллектива. Не собираюсь бросить тень на те спек такли, которые были поставлены в послед ние годы на омской сцене приглашенными режиссерами. Спектакли эти не прошли не замеченными. Вспомним хотя бы комедию О. Иоселиани «Пока арба не переверну лась», поставленную заслуженным деяте лем искусств Дагестана 'Э. Гедевалишвили. Спектакль этот стал лауреатом фестиваля национальной драматургии, посвященного 60-летию Великой Октябрьской социалисти ческой революции. Не забыт и спектакль «Беседы при ясной луне» московского ре жиссера Н. Мокина, наконец, «Последний срок», осуществленный иркутянином В. Си мановским. Нельзя не отметить еще одну очень пло дотворную традицию, сложившуюся в пос ледние годы в театре. Как правило, самое активное участие в создании спектакля при нимает автор пьесы. В связи с этим в Ом ском театре побывали Д. Орлов и М. Шат ров, Г. Бокарев и Е. Чебалин, В. Распутин и Л. Зорин, О. Иоселиани и Н. Мирошничен ко. Столь тесный контакт театра с авторами пьес способствует более тщательному и глубинному проникновению в идейно-ху дожественную суть произведения. Многие пьесы названных авторов увидели свет рам пы впервые на омской сцене. Одним из первых в стране обратился Омский драматический театр и к творчест ву В. Шукшина, осуществив постановку ко медии «Энеричные люди». Сценически не раскрытым оставался Шукшин-рассказчик, необычайно популярный в читательской среде. Опыт объединения отдельных рас сказов этого автора в фильм давно наме тился. Так, три рассказа удачно срослись в более емкое полотно — фильм «Живет та кой парень». Позднее по сценам многих те атров прошла инсценировка рассказов В. Шукшина «Характеры». В 1977 году в Омском театре родилась новая инсценировка по рассказам В. Шук шина (авторы ее Н. Мокин и С. Яневская). Теперь появился еще один шукшинский спектакль — «Беседы при ясной луне», по ставленный режиссером Н. Мокиным-. Само название — «Беседы при ясной лу не» — определенным образом выражает жанровую сущность. В названии видится даже ключ к режиссерскому решению: действие спектакля развивается столь же бесхитростно, как протекает обычно раз говор собеседников, хорошо понимающих друг друга. Суть дела не могут изменить вынесенные на афиши слова — «Пьеса в двух действиях». Представление все же ос тается спектаклем-беседой, и этим во мно гом определяются как достоинства, так и слабости недавней премьеры. На мой взгляд, в спектакле «Беседы при ясной . луне» обнаруживается подлинное единство режиссерского стиля, актерского исполнения и художественного оформле ния (художники О. Твардовская, В. Маку- шенко),. В самом начале внимание зрителя фикси руется на двух цветах— черном и красном: разговор пойдет о далеко неоднородных явлениях жизни. Еще раньше мы замечаем скромную ситцевую занавеску, на фоне ко торой как-то естественней ведется беседа. Потом мы обнаруживаем традиционную фотографию на стене комнаты, видим окна, подоконники которых уставлены цветами, кровать с никелированными спинками и, конечно, телевизор. Предельно лаконично, но ясно очерчен и быт героев спектакля. Но вот беседы прерываются, затихает действие, и мы чувствуем, как близко и по нятно для этих людей все прекрасное, оно влечет и захватывает наших героев, души их открыты для чистого и высокого. Так по- шукшински очерчивается психологическое содержание героев спектакля, хотя мы еще не дошли до каждого персонажа в отдель ности. Далее в конкретных судьбах и ха рактерах все это находит свое убедитель ное подтверждение, хотя порою объедине ние героев разных рассказов в одно лицо лишает иных персонажей логики харак тера. Вспомним начальную сцену — в клубе на репетиции пьесы. Нас сразу же захватыва ют интересные и психологически точно на меченные характеры Ивана (артист Ю. Му- зыченко), Пашки (В. Алексеев), не терпящие малейшей фальши в играемой пьесе, и де магогически настроенного Анатолия в пре красном исполнении артиста Б. Розанцева. Анатолий сразу же усмотрел крамолу в сомнениях своих товарищей, моментально предложены и оргвыводы. И все-таки Паш ка промолчать не может, смириться с не правдой он не способен и стоит на своем: «Идея нравится, только я не знаю, где он (герой пьесы) жить будет». Убеждает предложенное Б. Розанцевым и дальнейшее развитие» характера Анатолия, веришь в подлинность каждого движения актера, ибо он нашел такие средства осмея ния демагогии, ограниченности и самодо вольства, которые отнюдь не разрушают, а развивают намеченный вначале рисунок об раза. Веришь и в Ивана артиста Ю. Музы- ченко. Его герой, переходя из эпизода в эпизод, не теряет каких-то первоначаль ных качеств, а приобретает нечто новое в каждой сцене спектакля. Такой последовательности в развитии ха рактера не ощущается в образе Пашки. В каждой сцене артист В. Алексеев вели колепно представляет своего героя, находя яркие .детали для его .характеристики. Но стоит сделать попытку объединения этих ярко сыгранных лиц в единое целое, как мы ощутим какую-то несовместимость от дельных частей. Тот Пашка, который нервно и даже с некоторым надрывом обличает пороки сельского бытия, явно перечеркива ет первоначально созданный рисунок об раза. Вообще, как правило, глубже и много граннее те сцены спектакля, которые стро ятся целиком на каком-либо одном расска зе В. Шукшина, здесь остается в силе худо жественная логика писателя. Так, артистка Е. Романенко и заслуженный артист РСФСР
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2