Сибирские огни, 1980, № 1

В НАЧАЛЕ ВТОРОГО ВЕКА 161 но исход спора между героями, в сущно­ сти, предопределен с самого начала: поры­ вистость директора — это хорошо, а рас­ четливость бухгалтера — плохо. Такое ре­ шение представляется упрощенным, в нем не ощущается достаточного психологиче­ ского проникновения в суть тех явлений жизни, которые представляют эти герои. Так сила обаяния двух актеров, их психоло­ гическая убедительность и темпераментная игра оказываются ■направленными на утверждение, мягко говоря, весьма спор­ ной идеи. Иное впечатление оставляют те сцены спектакля «Добежать, отдышаться...», где ощущается большее проникновение в жизненный материал, где поступки персона­ жей точнее мотивированы, выверены, так сказать, самой жизнью. Хочется особо вы­ делить в связи с этим массовые сцены. Если герой Н. Чонишвили в иных эпи­ зодах очень уж громок, то в сценах мас­ совых он как будто преображается. Нет здесь нажима на голос, зато ощущается в большей мере работа его интеллекта, он проявляет здесь значительно большую мудрость, сдержанность и понимание чело­ веческих взаимоотношений. Можно бы высказать немало сомнений относительно органичности так называемой личной сюжетной линии в пьесе. Однако режиссером предложено своеобразное ре­ шение этих сцен. Актеры здесь точнее и тоньше очерчивают характеры своих ге­ роев, и воздействие на зрителя заметно усиливается. И все-таки мы не находим в пьесе и спек­ такле «Добежать, отдышаться...» той гар­ монии, которая необходима для высокого сценического искусства. Самый злободнев­ ный и волнующий наших современников жизненный материал найдет достойное во­ площение лишь в том случае, когда глубо­ ко исследуются : и обстоятельно анализи­ руются характеры и конфликты. Спор в театре, как, впрочем, и в литера­ туре, сегодня совсем не о том, чему от­ дать предпочтение — производственному, общественному или психологическому, лич­ ному, интимному. Подобные споры ушли в прошлое. Сегодня сама наша действитель­ ность выдвинула совсем иную задачу: как синтезировать, объединить разные сферы человеческой деятельности, ибо только многогранный подход к человеческой лич­ ности, ее нравственному содержанию мо­ жет дать ощутимые результаты. Несколько однозначное решение дра­ матургического конфликта сказалось на спектакле «Добежать, отдышаться...», кото­ рый не завоевал широкой зрительской по­ пулярности, хотя на создание его были брошены лучшие актерские силы. Особая взыскательность и требователь­ ность к своему репертуару потому и долж­ на быть важнейшим принципом театра. Ведь зритель не делит неудачи между театром и драматургом. Он судит спек­ такль, не вникая в вопрос, кто больше ви­ новат в слабостях — театр или автор пьесы. Иначе и быть не может, ибо театр, отдав предпочтение какой-то пьесе, становится в1 11 Сибирские огни № 1. полной мере ответственным за все, в том числе и за драматургию. В практике нашего театра были в послед­ ние годы и случаи иного рода. Драматур­ гия А. Вампилова сегодня признана всеми. Между тем обращение Омского драмтеат- ра к пьесе «Прощание в июне» не принесло ему заметного успеха. Были в этом пред­ ставлении интересные актерские работы, отдельные режиссерские находки, но спек­ такль все же не составил сколь-либо замет­ ного этапа в творческом становлении кол­ лектива. Подобное случается не только с иными пьесами современных драматургов. Трудно­ доступными для театра нередко оказыва­ ются и произведения русской и мировой классики. Но это предмет особого разго­ вора. чЕсли же вернуться, к .нашим дням, то надо сказать, что более счастливая сцени­ ческая судьба в Омске постигла других на­ ших современников — В. Ц1укшина и В, Рас­ путина. В последнее время коллектив театра во­ обще все более настойчиво ищет все новый и новый добротный драматургический ма­ териал, необходимый коллекитиву как воз­ дух. В конце последнего сезона завершена ра­ бота над сценическим воплощением рома­ на С. Залыгина «Соленая Падь», идет под­ готовка к постановке «Сибири» Г. Маркова. Театр ищет «свою» пьесу, стремится попол­ нить репертуар такими произведениями, которые бы позволили ему полнее проявить свое лицо. И здесь решающее слово за ре­ жиссурой театра. Стиль, отвечающий времени Напомню,,что в те юбилейные дни в теат­ ре прекрасно сочетались разные режиссер­ ские манеры. Одна из них отличалась стро­ гостью реалистического стиля, пристрас­ тием к психологической выверенное!» каждого характера. В спектаклях, ставив­ шихся Я. Киржнером, не было фейерверка эмоциональцых взрывов и буйства цвето­ вых гамм. В иной манере работал А. Хайкин, Его спектакли чаще тяготели к условности, здесь чувствовалась тяга к зрелищности, яркости и броскости всех компонентов представле­ ния, характеры выстраивались на эмоцио­ нальной основе. Каждая из этих манер имела своих сто­ ронников и противников, а театру они были необходимы в' одинаковой мере, ибо обес­ печивали творческий простор актерам раз­ ного плана. Столь различных режиссеров привлекал, как правило, и различный дра­ матургический материал, обеспечивая теат­ ру богатйй и многообразный репертуар. Теперь театру предстояло вновь опреде­ лить свое творческое лицо, ему были нуж­ ны свои принципы, своя школа, которая бы­ ла бы принята коллективом и способство­ вала его идейно-художественным .завоева­ ниям. Здесь было и есть над чем работать, а практика приглашения «разовых» режис-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2