Сибирские огни, 1980, № 1
В НАЧАЛЕ ВТОРОГО ВЕКА 161 но исход спора между героями, в сущно сти, предопределен с самого начала: поры вистость директора — это хорошо, а рас четливость бухгалтера — плохо. Такое ре шение представляется упрощенным, в нем не ощущается достаточного психологиче ского проникновения в суть тех явлений жизни, которые представляют эти герои. Так сила обаяния двух актеров, их психоло гическая убедительность и темпераментная игра оказываются ■направленными на утверждение, мягко говоря, весьма спор ной идеи. Иное впечатление оставляют те сцены спектакля «Добежать, отдышаться...», где ощущается большее проникновение в жизненный материал, где поступки персона жей точнее мотивированы, выверены, так сказать, самой жизнью. Хочется особо вы делить в связи с этим массовые сцены. Если герой Н. Чонишвили в иных эпи зодах очень уж громок, то в сценах мас совых он как будто преображается. Нет здесь нажима на голос, зато ощущается в большей мере работа его интеллекта, он проявляет здесь значительно большую мудрость, сдержанность и понимание чело веческих взаимоотношений. Можно бы высказать немало сомнений относительно органичности так называемой личной сюжетной линии в пьесе. Однако режиссером предложено своеобразное ре шение этих сцен. Актеры здесь точнее и тоньше очерчивают характеры своих ге роев, и воздействие на зрителя заметно усиливается. И все-таки мы не находим в пьесе и спек такле «Добежать, отдышаться...» той гар монии, которая необходима для высокого сценического искусства. Самый злободнев ный и волнующий наших современников жизненный материал найдет достойное во площение лишь в том случае, когда глубо ко исследуются : и обстоятельно анализи руются характеры и конфликты. Спор в театре, как, впрочем, и в литера туре, сегодня совсем не о том, чему от дать предпочтение — производственному, общественному или психологическому, лич ному, интимному. Подобные споры ушли в прошлое. Сегодня сама наша действитель ность выдвинула совсем иную задачу: как синтезировать, объединить разные сферы человеческой деятельности, ибо только многогранный подход к человеческой лич ности, ее нравственному содержанию мо жет дать ощутимые результаты. Несколько однозначное решение дра матургического конфликта сказалось на спектакле «Добежать, отдышаться...», кото рый не завоевал широкой зрительской по пулярности, хотя на создание его были брошены лучшие актерские силы. Особая взыскательность и требователь ность к своему репертуару потому и долж на быть важнейшим принципом театра. Ведь зритель не делит неудачи между театром и драматургом. Он судит спек такль, не вникая в вопрос, кто больше ви новат в слабостях — театр или автор пьесы. Иначе и быть не может, ибо театр, отдав предпочтение какой-то пьесе, становится в1 11 Сибирские огни № 1. полной мере ответственным за все, в том числе и за драматургию. В практике нашего театра были в послед ние годы и случаи иного рода. Драматур гия А. Вампилова сегодня признана всеми. Между тем обращение Омского драмтеат- ра к пьесе «Прощание в июне» не принесло ему заметного успеха. Были в этом пред ставлении интересные актерские работы, отдельные режиссерские находки, но спек такль все же не составил сколь-либо замет ного этапа в творческом становлении кол лектива. Подобное случается не только с иными пьесами современных драматургов. Трудно доступными для театра нередко оказыва ются и произведения русской и мировой классики. Но это предмет особого разго вора. чЕсли же вернуться, к .нашим дням, то надо сказать, что более счастливая сцени ческая судьба в Омске постигла других на ших современников — В. Ц1укшина и В, Рас путина. В последнее время коллектив театра во обще все более настойчиво ищет все новый и новый добротный драматургический ма териал, необходимый коллекитиву как воз дух. В конце последнего сезона завершена ра бота над сценическим воплощением рома на С. Залыгина «Соленая Падь», идет под готовка к постановке «Сибири» Г. Маркова. Театр ищет «свою» пьесу, стремится попол нить репертуар такими произведениями, которые бы позволили ему полнее проявить свое лицо. И здесь решающее слово за ре жиссурой театра. Стиль, отвечающий времени Напомню,,что в те юбилейные дни в теат ре прекрасно сочетались разные режиссер ские манеры. Одна из них отличалась стро гостью реалистического стиля, пристрас тием к психологической выверенное!» каждого характера. В спектаклях, ставив шихся Я. Киржнером, не было фейерверка эмоциональцых взрывов и буйства цвето вых гамм. В иной манере работал А. Хайкин, Его спектакли чаще тяготели к условности, здесь чувствовалась тяга к зрелищности, яркости и броскости всех компонентов представле ния, характеры выстраивались на эмоцио нальной основе. Каждая из этих манер имела своих сто ронников и противников, а театру они были необходимы в' одинаковой мере, ибо обес печивали творческий простор актерам раз ного плана. Столь различных режиссеров привлекал, как правило, и различный дра матургический материал, обеспечивая теат ру богатйй и многообразный репертуар. Теперь театру предстояло вновь опреде лить свое творческое лицо, ему были нуж ны свои принципы, своя школа, которая бы ла бы принята коллективом и способство вала его идейно-художественным .завоева ниям. Здесь было и есть над чем работать, а практика приглашения «разовых» режис-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2