Сибирские огни, 1980, № 1
160 ранее,— справедливо отмечалось в газете «Советская культура» (1976, № 13),— герой на сцене не представал в столь сложном переплетении личного и общего, интимного и всенародного, как оно проявляется в се годняшнем человеке». Постижение производственного материа ла на опыте пьесы А. Гельмана было весь ма значимым для советского театра. Очень важной стала эта страница творчества и для Омского театра драмы. Правда, чело веческие характеры здесь были намечены чрезвычайно лаконично, порою однозначно. И все-таки в лучших актерских работах мы ощущали не только олицетворенные пози ции, но и живых людей. Батарцев народного артиста РСФСР А. Щеголева в начале спектакля не больше как заигрывающий с подчиненными на чальник. Все ему известно наперед; засе дание, на которое он пришел, для него всего лишь необходимая формальность. В финале это совсем другой человек. Со сцены он уходит, потерпев поражение, но став крупнее, значительнее как челове ческая личность. Актер достигает подлин ного драматизма в раскрытии этой диалек тики переживаний своего героя. Очень многое, конечно, в этом спектак ле-диспуте определяет образ бригадира. Потапов в исполнении артиста Н. Бабенко простоват, робок, застенчив. В развернув шемся споре ему приходится эти свои ка чества преодолевать. Такое решение само по себе не вызывает возражения. Прекрас но раскрыт таким путем образ Потапова Е. Леоновым в фильме «Премия». Но для Н, Бабенко такой психологический рисунок оказался неорганичным, чуждым его актер скому мироощущению. Он должен был найти свой вариант сценической жизни ге роя, тогда актер чувствовал бы себя сво бодней и раскованней, нежели при стара тельном исполнении режиссерской задачи. Прямым продолжением поисков театра в сценическом воплощении производствен ных конфликтов является постановка 1977 года по пьесе молодого драматурга Евге ния Чебалина «Добежать, отдышаться...». Спектакль посвящен шестидесятилетнему юбилею Великого Октября и рассказывает о нелегких трудовых буднях рыбаков и оленеводов Севера. Все в этом представлении — от названия пьесы и пролога спектакля до финальной сцены, от первых музыкальных тактов (му зыкальное оформление Ю. Векслера) и сценографии (художник Ю. Суракевич) до характеров героев — призвано подчерк нуть романтическую устремленность, эмо циональный накал действия и порывистость человеческих натур. Действие спектакля стремительно раз вивается, все в этом движении определяет ся страстным утверждением нестареющего чувства энтузиазма и энергии. Во всем этом узнается режиссерская манера А. Хайкина, постановщика спектакля. Увлеченно играют актеры, захваченным оказывается и зритель, ибо он проникается заданным эмоциональным ритмом с первых минут представления, когда в зал будто э . ШИК надвигаются с мелькающими огоньками рыболовецкие сейнеры. В высоком эмо циональном накале — главная суть всех массовых сцен спектакля. «Добежать, отдышаться...», как и «Про токол одного заседания», еще и остро по лемический спектакль. Создатели его отстаи вают свою точку зрения в споре, в дискус сии. И спор,этот не отвлеченно-абстракт ный, а рожденный нашей действительно стью; «Мы хотим,— отмечалось в отчетном докладе ЦК XXV съезду КПСС,— чтобы энтузиазм, живость ума, молодая энер гия оставались у наших людей на всю жизнь». В художественном воплощении этих качеств современного советского че ловека— неоспоримое достоинство спектак ля нашего драматического театра. Как не понять и не проникнуться уваже нием к страстному желанию директора се верного совхоза добиться того, чтобы эта суровая земля стала для рабочих не просто жизненным пространством, местом, где можно хорошо зарабатывать? Он стремит ся к тому, чтобы Север стал для каждого труженика родным домом. Проблему эту чаще всего называют проб лемой закрепления кадров. Прямо скажем, проблема не новая в нашей литературе и театре. Ныне уже стало общим местом в таких произведениях, что проблему кад ров не решить одним только рублем или пышными дворцами культуры. Но когда опытный и заслуженный руководитель сов хоза надеется решить все нелегкие вопросы Севера строительством базы отдыха, то зритель в этом страстном споре героя улавливает явный недостаток весомых ар гументов. Порывистый и страстный Рыбалко в ис полнении Н. Чонишвили резко противопо ставлен инженеру Чешкову из пьесы И. Дворецкого «Человек со стороны». Тот герой все педантично взвешивал, действо вал и даже чувствовал в строгих рамках рационализма. Точное и тонкое знание производства, строгий научный подход к решению любой производственной задачи сочетались в этом характере с какой-то хо лодной расчетливостью и даже бездушием. Эти полемические крайности характера и привели к .острым спорам вокруг Чешкова, его жизненной и производственной пози ции. Нельзя не сказать, что создатели спек такля «Добежать, отдышаться.,.» в полеми ческом задоре невольно впадают в другую крайность, полагаясь исключительно на эмоциональный порыв героев. Рыбалко пытается реализовать свою, в общем-то прекрасную, идею именно явоч ным порядком. В разгар сезона с путины снимаются рыбаки и перебрасываются на строительство базы отдыха. Понятно, что такое волевое решение никто не может одобрить: герой вступает в серьезный конфликт с руководством района и мини стерства. Силы, противостоящие Рыбалко, олице творены в образе педантичного деляги- бухгалтера. Б. Каширин с блестящим мас терством развенчивает своего персонажа,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2