Сибирские огни, 1980, № 1

160 ранее,— справедливо отмечалось в газете «Советская культура» (1976, № 13),— герой на сцене не представал в столь сложном переплетении личного и общего, интимного и всенародного, как оно проявляется в се­ годняшнем человеке». Постижение производственного материа­ ла на опыте пьесы А. Гельмана было весь­ ма значимым для советского театра. Очень важной стала эта страница творчества и для Омского театра драмы. Правда, чело­ веческие характеры здесь были намечены чрезвычайно лаконично, порою однозначно. И все-таки в лучших актерских работах мы ощущали не только олицетворенные пози­ ции, но и живых людей. Батарцев народного артиста РСФСР А. Щеголева в начале спектакля не больше как заигрывающий с подчиненными на­ чальник. Все ему известно наперед; засе­ дание, на которое он пришел, для него всего лишь необходимая формальность. В финале это совсем другой человек. Со сцены он уходит, потерпев поражение, но став крупнее, значительнее как челове­ ческая личность. Актер достигает подлин­ ного драматизма в раскрытии этой диалек­ тики переживаний своего героя. Очень многое, конечно, в этом спектак­ ле-диспуте определяет образ бригадира. Потапов в исполнении артиста Н. Бабенко простоват, робок, застенчив. В развернув­ шемся споре ему приходится эти свои ка­ чества преодолевать. Такое решение само по себе не вызывает возражения. Прекрас­ но раскрыт таким путем образ Потапова Е. Леоновым в фильме «Премия». Но для Н, Бабенко такой психологический рисунок оказался неорганичным, чуждым его актер­ скому мироощущению. Он должен был найти свой вариант сценической жизни ге­ роя, тогда актер чувствовал бы себя сво­ бодней и раскованней, нежели при стара­ тельном исполнении режиссерской задачи. Прямым продолжением поисков театра в сценическом воплощении производствен­ ных конфликтов является постановка 1977 года по пьесе молодого драматурга Евге­ ния Чебалина «Добежать, отдышаться...». Спектакль посвящен шестидесятилетнему юбилею Великого Октября и рассказывает о нелегких трудовых буднях рыбаков и оленеводов Севера. Все в этом представлении — от названия пьесы и пролога спектакля до финальной сцены, от первых музыкальных тактов (му­ зыкальное оформление Ю. Векслера) и сценографии (художник Ю. Суракевич) до характеров героев — призвано подчерк­ нуть романтическую устремленность, эмо­ циональный накал действия и порывистость человеческих натур. Действие спектакля стремительно раз­ вивается, все в этом движении определяет­ ся страстным утверждением нестареющего чувства энтузиазма и энергии. Во всем этом узнается режиссерская манера А. Хайкина, постановщика спектакля. Увлеченно играют актеры, захваченным оказывается и зритель, ибо он проникается заданным эмоциональным ритмом с первых минут представления, когда в зал будто э . ШИК надвигаются с мелькающими огоньками рыболовецкие сейнеры. В высоком эмо­ циональном накале — главная суть всех массовых сцен спектакля. «Добежать, отдышаться...», как и «Про­ токол одного заседания», еще и остро по­ лемический спектакль. Создатели его отстаи­ вают свою точку зрения в споре, в дискус­ сии. И спор,этот не отвлеченно-абстракт­ ный, а рожденный нашей действительно­ стью; «Мы хотим,— отмечалось в отчетном докладе ЦК XXV съезду КПСС,— чтобы энтузиазм, живость ума, молодая энер­ гия оставались у наших людей на всю жизнь». В художественном воплощении этих качеств современного советского че­ ловека— неоспоримое достоинство спектак­ ля нашего драматического театра. Как не понять и не проникнуться уваже­ нием к страстному желанию директора се­ верного совхоза добиться того, чтобы эта суровая земля стала для рабочих не просто жизненным пространством, местом, где можно хорошо зарабатывать? Он стремит­ ся к тому, чтобы Север стал для каждого труженика родным домом. Проблему эту чаще всего называют проб­ лемой закрепления кадров. Прямо скажем, проблема не новая в нашей литературе и театре. Ныне уже стало общим местом в таких произведениях, что проблему кад­ ров не решить одним только рублем или пышными дворцами культуры. Но когда опытный и заслуженный руководитель сов­ хоза надеется решить все нелегкие вопросы Севера строительством базы отдыха, то зритель в этом страстном споре героя улавливает явный недостаток весомых ар­ гументов. Порывистый и страстный Рыбалко в ис­ полнении Н. Чонишвили резко противопо­ ставлен инженеру Чешкову из пьесы И. Дворецкого «Человек со стороны». Тот герой все педантично взвешивал, действо­ вал и даже чувствовал в строгих рамках рационализма. Точное и тонкое знание производства, строгий научный подход к решению любой производственной задачи сочетались в этом характере с какой-то хо­ лодной расчетливостью и даже бездушием. Эти полемические крайности характера и привели к .острым спорам вокруг Чешкова, его жизненной и производственной пози­ ции. Нельзя не сказать, что создатели спек­ такля «Добежать, отдышаться.,.» в полеми­ ческом задоре невольно впадают в другую крайность, полагаясь исключительно на эмоциональный порыв героев. Рыбалко пытается реализовать свою, в общем-то прекрасную, идею именно явоч­ ным порядком. В разгар сезона с путины снимаются рыбаки и перебрасываются на строительство базы отдыха. Понятно, что такое волевое решение никто не может одобрить: герой вступает в серьезный конфликт с руководством района и мини­ стерства. Силы, противостоящие Рыбалко, олице­ творены в образе педантичного деляги- бухгалтера. Б. Каширин с блестящим мас­ терством развенчивает своего персонажа,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2