Сибирские огни, 1980, № 1
В НАЧАЛЕ ВТОРОГО ВЕКА 159 же глубинные народные истоки победы. Как отмечал постановщик спектакля «Из записок Лопатина» Л. Шалов: «...Симонов развивает мысль, объединяющую все его произведения,— солдатами не рождаются. Мы верны этой мысли. «Кроме мужества выжить, есть еще мужество жить»,— это нам хотелось сказать». Слова Таланова-старшего тогда, в 1943, отдавались в сердце каждого: «Горе-то ка кое ползет на нашу землю. Многострадаль ная русская баба плачет у лесного огнища... и детишки при ней, пропахшие дымом по жарищ, который никогда не выветрится из их душ». А разве сегодня рассказ Лопати на о повешенной фашистами девушке, его размышления о том, что полное отмщение за подобные злодеяния невозможно, вол нует и потрясает зрителя меньше? Видится общее между этими двумя спек таклями и в мотиве возвращения, который буквально пронизывал «Нашествие». Вспом ним слова Ольги о Федоре: «Он уходил, а теперь снова вернулся. Он рядом с то бой стоит, он снова твой, мама»... Мотив возвращения звучит и в спектакле «Из записок Лопатина». Заслуженный ар тист РСФСР В. Мальчевский тонко и точно выстраивал линию поведения своего Вяче слава. Первое столкновение с ужасами войны надорвало его, он не смог преодо леть растерянности, его признали больным и направили в глубокий тыл. Здесь он де лает все, что может. Но как жить дальше? Как чувствовать себя спокойно в Ташкенте, когда товарищи твои в самом пекле войны? Как посмотрит на всю эту историю люби мый друг Вячеслава — Лопатин? Отсюда — гордое достоинство и угловатая застенчи вость при встрече. В этих сценах многое определяет Лопа тин — центр всего спектакля (народный артист РСФСР Б, Каширин). Встреча друзей радостна, но и трудна для обоих. Лопатин Каширина терпеливо, без устали борется за друга, прощая ему многое. Чувствует Лопатин, что какие-то изменения произо шли в Вячеславе, изменения обнадежива ющие. В стихах Вячеслава слышно настойчи вое стремление разобраться в самом себе, но далеко не все пока он решил для себя. При всей сдержанности и уравновешенно сти Лопатин в этой ситуации резок, ибо убежден, что никто не вправе сам отстав лять себя от войны. Потому-то слова Вя чеслава при прощании с Лопатиным: «На пишу, обязательно напишу...» возвращают его Лопатину, возвращают нам, определяя пафос спектакля. Действие спектакля «Четыре капли» по В. Розову (постановка А. Тумиловича) раз ворачивается сегодня. Но как помогает театру усилить публицистическое, граж данское звучание, придать спектаклю ма жорный тон обращение к военному прош лому! Две последние новеллы обрамлены рассказом автора о своем фронтовом ра нении, о том, как его спасла женщина-врач. «Чтс я — один из миллионов раненых сол д а т— для измученного ночными дежурст вами, потоком раненых, операциями па латного врача? — звучит голос автора за кадром.— Нет, ни ум, ни знания, ни даже талант никогда не заменят на земле этого поразительного, исцеляющего душу и тело тепла человеческой доброты!». И как же нелепы, неуместны на этом фоне «незаменимые», уверенные в своей безнаказанности, «добрые» Чашкина и Во- ронятников, так и не решившиеся наказать прогульщика и рвача. Как кощунственно выглядит равнодушное хамство молодой диссертантки и ее приятелей, похоронив ших подлинные чувства в ворохе пустых слов и претенциозных рассуждений. Да, подвиг советского народа в Великой Отечественной войне всегда будет для нас мерилом не только патриотизма—^мери лом человечности, честности, доброты. Мысль о народном характере войны на ходила свое художественное воплощение и в других спектаклях театра. Скажем, в «Солдатской вдове». Но вся проблематика этого спектакля направлена в современ ность, помогает увидеть героическую ро дословную труженика сегодняшнего дня. В этом сила и значимость спектакля, его ценность для современного зрителя. Так, звеньями одной цепи оказываются история и современность. Еще К. С. Ста ниславский замечал на этот счет: «Нет се годня: есть движение из вчера в завтра». В сущности, ведь независимо от времени, которое находит свое воплощение в спек такле, режиссерская мысль и актерское слово аккумулируют свое время, материа лизуют свое понимание сегодняшних проб лем, Хронологически спектакли Омского драм- театра по пьесам И. Дворецкого «Человек со стороны», Г. Бокарева «Сталевары» и А. Гельмана «Протокол одного заседания» разделены всего лишь одним-двумя года ми. Но насколько заметно различное отно шение к так называемым производствен ным проблемам у создателей этих спек таклей. Название «Сталевары», несколько нейтральное, омичи заменили на актив ное— «Спроси самого себя». В начале 1976 года Омский театр осуще ствил постановку новой «производственной» пьесы — «Протокол одного заседания». К этому времени и зритель успел убе диться, что производственный конфликт может приобрести такую остроту и драма тизм, какие далеко не всегда приобретает какое-либо бытовое столкновение. Обстоя тельство это, правда, дало сразу же повод к крайним выводам противоположного ха рактера. Так, А. Гельман в своем диалоге с И. Дворецким, по-моему, слишком кате горичен: «И вообще я думаю , что в лич ной жизни сейчас нет таких страстей, какие есть на производстве». Полагаю, что дело скорее в ином: те перь производственные конфликты полу чили значительно большее, чем раньше, нравственное наполнение. Ведь в пьесе А. Гельмана и в спектакле Омского театра, как, впрочем, и в спектаклях других теат ров, дискуссия идет прежде всего о чело веке, степени его нравственной силы, мере его гражданской ответственности за все происходящее вокруг, «Пожалуй, никогда
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2