Сибирские огни, 1980, № 1
ИЕК9ССТВП Э. Шик В НАЧАЛЕ ВТОРОГО ВЕКА (Омский драматический театр сегодня) Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1974 году Омский драматический театр в связи со столетием со дня основа ния и за большие заслуги в развитии теат рального искусства был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Свой юбилей ный сезон творческий коллектив завершил гастролями в столице. Первое пятилетие второго века жизни театра дает немалый материал для-размыш лений об особенностях репертуара и о не которых тенденциях его творческого пре ломления на сцене. Разговор такой тем более необходим, что прошедшее пятиле тие было для театра нелегким и во многом переходным. Художественным руководите, лем коллектива в 1977 году стал заслужен ный деятель искусств РСФСР А. Ю. Хай- кин. И хотя для Омского драматического театра нынешний главный режиссер лицо не новое, все-таки смена художественного руководства не может так или иначе не ска заться на жизни всего творческого кол лектива. Итак, во имя чего звучало слово актера Омского драматического, какова его ре пертуарная политика, какое сценическое воплощение находил драматургический ма териал? Репертуар и его сценическое преломление Тогда, в 1975 году, театр не мог не ска зать своего слова о Великой Отечествен ной войне: шел тридцатый год со дня По беды, И он посвятил этой дате повесть для театра К. Симонова «Из записок Лопа тина» в постановке режиссера Л. Шалова. Второй звонок. Полуосвещенный зал. Откоытая сцена представляет собой ком нату военной редакции. Звучат мелодии тех незабываемых лет... Действие должно начаться, как всегда, после третьего звон ка, но оно уже началось — с первых ак кордов музыкального вступления. Сцена еще пуста, только негромко звучат мелодии старых песен... Может быть, кто-то из омских старожи лов припомнил на премьере 1975 года зна менательный вечер 1943 года, когда на этой же сцене впервые шел спектакль «Нашествие», поставленный по леонов- ской пьесе Б. Захавой. Он . не просто стал событием для Омска, а навсегда вошел в историю советского театра. Омский драматический много раз обра щался к теме Великой Отечественной вой ны. И ныне в его репертуаре -несколько современных пьес о войне, идущих с не изменным успехом вот уже многие сезо ны: «Так начиналась легенда» Я. Киржнера и А. Мозгунова, «Солдатская вдова» Н. Ан- килова. Ветер войны врывается и в пьесу В. Розова «Четыре капли», поставленную в тот же юбилейный год. Наконец — «Из записок Лопатина». Для меня каждая из этих вещей пред- ставляется связанной с «Нашествием» Л. Леонова,' хотя в стилевом отношении это — явление иного рода, несравнимы они с «Нашествием» и по художественным ка чествам. Но пьеса Леонова, созданная по горячим следам войны, вобрала в себя столь мощный жизненный пласт, в ней так глубоко осмыслена война, что современ ный автор, обращаясь к этой теме, не мо жет пройти мимо опыта Л. Леонова. Тогда спектакль открывал источник сил и мужества, идейного и философского пре восходства всей системы советской дейст вительности над звериной фашистской идеологией, и это убеждало в неизбежно сти победы, Сегодня зритель постигает те
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2