Сибирские огни, 1980, № 1

ИЕК9ССТВП Э. Шик В НАЧАЛЕ ВТОРОГО ВЕКА (Омский драматический театр сегодня) Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1974 году Омский драматический театр в связи со столетием со дня основа­ ния и за большие заслуги в развитии теат­ рального искусства был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Свой юбилей­ ный сезон творческий коллектив завершил гастролями в столице. Первое пятилетие второго века жизни театра дает немалый материал для-размыш­ лений об особенностях репертуара и о не­ которых тенденциях его творческого пре­ ломления на сцене. Разговор такой тем более необходим, что прошедшее пятиле­ тие было для театра нелегким и во многом переходным. Художественным руководите, лем коллектива в 1977 году стал заслужен­ ный деятель искусств РСФСР А. Ю. Хай- кин. И хотя для Омского драматического театра нынешний главный режиссер лицо не новое, все-таки смена художественного руководства не может так или иначе не ска­ заться на жизни всего творческого кол­ лектива. Итак, во имя чего звучало слово актера Омского драматического, какова его ре­ пертуарная политика, какое сценическое воплощение находил драматургический ма­ териал? Репертуар и его сценическое преломление Тогда, в 1975 году, театр не мог не ска­ зать своего слова о Великой Отечествен­ ной войне: шел тридцатый год со дня По­ беды, И он посвятил этой дате повесть для театра К. Симонова «Из записок Лопа­ тина» в постановке режиссера Л. Шалова. Второй звонок. Полуосвещенный зал. Откоытая сцена представляет собой ком­ нату военной редакции. Звучат мелодии тех незабываемых лет... Действие должно начаться, как всегда, после третьего звон­ ка, но оно уже началось — с первых ак­ кордов музыкального вступления. Сцена еще пуста, только негромко звучат мелодии старых песен... Может быть, кто-то из омских старожи­ лов припомнил на премьере 1975 года зна­ менательный вечер 1943 года, когда на этой же сцене впервые шел спектакль «Нашествие», поставленный по леонов- ской пьесе Б. Захавой. Он . не просто стал событием для Омска, а навсегда вошел в историю советского театра. Омский драматический много раз обра­ щался к теме Великой Отечественной вой­ ны. И ныне в его репертуаре -несколько современных пьес о войне, идущих с не­ изменным успехом вот уже многие сезо­ ны: «Так начиналась легенда» Я. Киржнера и А. Мозгунова, «Солдатская вдова» Н. Ан- килова. Ветер войны врывается и в пьесу В. Розова «Четыре капли», поставленную в тот же юбилейный год. Наконец — «Из записок Лопатина». Для меня каждая из этих вещей пред- ставляется связанной с «Нашествием» Л. Леонова,' хотя в стилевом отношении это — явление иного рода, несравнимы они с «Нашествием» и по художественным ка­ чествам. Но пьеса Леонова, созданная по горячим следам войны, вобрала в себя столь мощный жизненный пласт, в ней так глубоко осмыслена война, что современ­ ный автор, обращаясь к этой теме, не мо­ жет пройти мимо опыта Л. Леонова. Тогда спектакль открывал источник сил и мужества, идейного и философского пре­ восходства всей системы советской дейст­ вительности над звериной фашистской идеологией, и это убеждало в неизбежно­ сти победы, Сегодня зритель постигает те

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2