Сибирские огни, 1980, № 1
146 БОРИС ТУЧИН комиссии, даже купцы раскошеливались на какие-то пожертвования, а воз и ныце там. В гимназии каждому мальчику достается лишь кубическая сажень воздуха; в первом классе десять процентов близоруких уче ников, а к восьмому их становится уже семьдесят два процента. Поступает в гим назию триста человек, а оканчивает едва одиннадцать. Гимназия — резерв, поставляющий кадры университету, и попечитель отдал под гим назию правое крыло университетского здания. Итак, университет выстроен, открытие его ускорить, увы, не во власти попечителя. Пора передохнуть от административных забот. Доходит очередь. науки, и Василий Маркович приступает к научному труду; «Первобытные славяне, по памятникам их доисторической жизни. Опыт славянской археологии». Проезжая на лошадях в Томск в восемь десят первом году, Василий Маркович впервые увидел между Исетью и Миасом начальную полосу сибирских курганов. В дальнейшем он установил, что в Сибири они раскиданы повсюду — есть и на севе ре, у Тобольска, и на юге, в Акмолинской области. По внешнему облику сибирские могикане схожи с оренбургскими, уфим скими, донскими, южнорусскими. В основу своей археологической гипоте зы профессор Флоринский положил про извольную посылку, допущение, соответст вующее скорее его религиозному и пат риотическому чувству, но не объективным фактам. Ими он не располагал. В сочинениях Миллера и Палласа, Лепе хина и Гмелина, в роскошно изданных тру дах археологических съездов он отыскивал только отдельные, разрозненные упомина ния о древностях, без попыток установить, какому именно народу принадлежали на ходки. А ведь народы были. Кто они? Икс и игрек!.. Ибо история пишет только формулярный список народов, отражающий их деятель ность в зрелости. А детство и отрочество народов? Память об этом дремлет под земляными напластованиями, вскрыть их — удел последующих поколений. И Василий Маркович пытается заполнить пустоту сво ими толкованиями имеющегося материала. Всякий народ, в катастрофах и пертурба циях, длящихся веками, занимает в конце концов отведенное ему пространство. Так, галльские и германские племена долгими столетиями делили узкую полоску земли у Рейна. Рим, создав колоссальную империю, пал и вернулся в первоначальные италий ские границы. Монголы, турки, татары — все завоеватели после периода политиче ского могущества уходят в первообитали- ща и тем довольствуются... Искать же сле ды древнего человека, нашего предка, на ступенях зоологии («дарвиновский чело век», по ироническому определению про фессора Флоринского) — противно законам не только археологии, но и антропологии... Что, если, вопрошает автор, курганы при надлежат одному народу, и этот народ — наши предки?.. Раскопки городов под пеп лом Геркуланума и Помпеи наделали много шума во всем мире, а ведь это всего лишь виньетка в истории древнего Рима. Мы же, раскрыв курганы, прочитаем целые тома истории, надеялся Василий Маркович... Не терпелось. В июне ездил он на Ал тай. Каких-то трое суток — и горы!.. Один из подчиненных, учитель ремесленного училища Кошаров, подарил попечителю писанные им акварельные пейзажи. И вот, поглядывая зимою на яркие картинки, Ва силий Маркович ярко припоминал какое- нибудь голубое озерко, сизых голубей у отвесной скалы, рыжего грызуна, столби ком застывшего у непыльной дороги, Ка- тунь, ревущую на камнях в туманном уще лье. Дождавшись нового лета, Василий Мар кович с настоятелем алтайской духовной миссии отцом Владимиром в горной Улале садился в архимандритские дрожки. По просту, без кучера, уезжали в приходы. Старик пускал лошадей шагом. С этим священнослужителем, способным и к дол гой верховой езде в горах, и к серьезной беседе на божественные темы, Василий Маркович ощущал себя спокойнее, неже ли в напряженном обществе иных бойких современных профессоров из тех, кому газетная злоба дороже истин, заключен ных в седых манускриптах. Длительные, ничем не стесняемые беседы с главой мис сии, содержание коих основывалось, по большей части, на священных текстах, утверждали Василия Марковича в его ре лигиозном миросозерцании. Находясь по делам в столице, Василий Маркович переговорил в Святейшем Сино де о том, что полюбившийся ему отец Владимир, очевидно, мог бы стоять у ру ководства томской епархией в сложный период первооснования университета. Оставаясь наедине с будущим архиере ем, Василий Маркович делился с ним свои ми опасениями. — Среди современных профессоров, к сожалению, все чаще встречаются лица, мало заботящиеся о воспитании питомцев своих в духе приверженности к христиан скому учению. Поход в церковь для них не более, чем надоедная обязанность. Со кровенно тревожусь, святой отец, чтобы не возобладали они и в созидаемом универ ситете... — Чья школа, того и политика, а школа пока наша,— замечал отец Владимир, от пуская вожжи на малом подъеме. И так тично переходил на более общие темы.— А знаете, Василий Маркович, как объясня ют происхождение могильников здешние жители? Жил древний народ чудь, бога тый, могущественный, но сильно грешив ший. Стала чудь ожидать возмездия свыше — дескать, придет белый царь, за леденит всех. Обитали среди сосен, а тут__ взросли березы, и чудь решила, будто но вые деревья — гонцы белого царя. В стра хе чудь стала рыть землянки, да в них и попрятались, а потом подрубили опоры. Земля рухнула и всех погребла.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2