Сибирские огни, 1980, № 1

102 КОНСТАНТИН. ЛАГУНОВ; Когда геофизики нефтяным пиком Сибири нарекли это озеро, оно ничем не отличалось от других подобных водоемов, и к нему непременно привозили всех именитых гостей. Наиболее романтичные из них окунали ладони в прохладную тем- ную воду, плескали ее себе в лицо и даже плавали по озеру на плоти- ке, бог весть кем и когда сколоченном. А буровые вышки обегали озе- ро, все тесней прижимаясь к нему. Сафиуллин, Хлюпин, Воевода, их сподвижники и единомышленни­ ки, как говорят, «проработали» не один вариант, прежде чем решились на эксперимент, и бетонная лента дороги надвое располосовала озер­ ную гладь. К серой ленте бетонки тут же прилипли островки, на которых встали буровые. Потом озеро перечеркнула еще одна бетонная полоса, и новые островки прилепились к ней, и на них задымили буровые. Самый высокий дебит давали скважины, пробуренные на нефтяном «пике». Оттого все больше становилось искусственных островков, все гуще делалась серая бетонная решетка, сквозь которую отчужденно глядело на мир исчезающее с земли озеро. А люди строили и строили здесь дороги, отсыпали кусты — так называют острова, на которых ста­ вят буровые. Строили только зимой, прикрываясь стужами: летом по самотлор- ским болотам ни проехать, ни пройти. К этим строителям и поспешил Муравленко, едва передохнув с дороги. «Передышка» по-муравленковски — это не лежание в постели и не отдохновенная бездумная неподвижность в мягком кресле. Это корот­ кий, похожий на пристрелку, разговор с начальником НГДУ. Что? Ког­ да? Как? Сколько? Муравленко не признавал расплывчатых «подума­ ем», «примерно», «где-нибудь». И просьбы принимал только в цифровом оперении... Не вдруг, выражаясь по-сафиуллински, «шлепнули озеро»,_не сра­ зу нашли строители этот скорый, сравнительно недорогой способ осед­ лать озеро. Прежде в студеные зимы это делалось так... На площадке будущего куста слой за слоем намораживалась огромная толща льда. Когда под собственной тяжестью ледовый айсберг проседал на дно, в нем высекали котлован площадью в 1,2 гектара, засыпали туда 25— 30 тысяч кубометров грунта — и площадка готова. Так же делали и до­ рогу. Сперва намораживали ледовую пирамиду во всю длину и, когда та оседала на дно, в ней высекали траншею, засыпали грунтом, а поверх укладывали бетонные плиты. Оригинальное и смелое решение, но, к со­ жалению..., а может, к счастью, нет в мире ничего пригодного на все вре­ мена и случаи жизни. Выдалась как-то небывало теплая зима, намораживать стало труд­ но, долго, а погода грозилась ранней и бурной весной. Пришлось строи­ телям на ходу искать и осваивать новый способ... «Волга» плавно катила по бетонным плитам. Привычный к пере­ груженности самотлорских дорог, водитель лихо и виртуозно обходил тяжелые «Ураганы» и «КрАЗы», проскальзывая под самым носом встречных трубовозов и кранов. Не поворачивая головы, негромко и не­ торопливо Муравленко выспрашивал сидящего .сзади начальника до­ рожно-строительного треста. Выспрашивал дотошно, с непременными цифрами, выкладками. У «главного строителя» давно вспотел лоб, и он снял шапку. Густели сумерки, и снегопад густел. Крупные тяжелые хлопья бе­ лыми мазками густо пятнали серый воздух. И скоро такой непрогляд­ ный морок накрыл озерную впадину, что в нем, казалось, застревал и глох вибрирующий гул многих моторов. Но это лишь казалось, машины, как и люди, работали взахлеб.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2