Сибирские огни № 11 - 1979
Скромный пост «зав. лесоскладом», как сказано в приказе о назначении, оказыва ется первой ступенькой лестницы, по кото рой Струков возвращается к жизни. Суть здесь, разумеется, не в должностях, не в служебном продвижении. Через малень кие, частные успехи — научился за обеден ным столом обходиться без посторонней помощи, сумел верхом, а не в возке, до ехать до лесосклада, сумел сам забраться на лошадь — Струков постигает возможно сти человека. Ему становится доступной радость преодоления невзгод, собственных слабостей и, в конечном счете, по^ед над самим собой. А эти победы, как известно, самые трудные. Важными вехами в жизни Струкова ста новятся избрание его депутатом сельсове та, назначение директором подсобного хозяйства спиртзавода, начальником завод ского цеха, выдвижение на пост председа теля сельсовета... Лев Квин не изменяет себе, изображая дальнейшую жизнь Николая Струкова та кой, какой она сложилась — отнюдь не в идиллических тонах. Все было — и разоча рования, и неожиданные конфликты, и да же принятое большинством в два голоса решение сессии вновь избранного Совета «прокатить» Струкова как председателя. Было и желание уехать подальше от род ных мест. Но победило стремление прино сить пользу людям. Перед читателем в полный рост встает яркий, по-государственному мыслящий че ловек, которого волнуют самые разные проблемы — и будущее деревни, и трудо устройство молодежи, и многое, многое другое. Мысли Струкова привлекают не только своей глубиной, но и тем, что он умеет облечь их в запоминающуюся, афо ристическую форму. Так, администрирую щим чинушам, решившим «припугнуть» строптивого председателя сельсовета, Струков объясняет: «Совет у нас малень кий, меньше некуда. Но ведь советская власть одинаково большая, что у нас, что в Москве». Дочитываешь повесть — и понимаешь, как закономерен предпосланный ей эпиг раф: «Героизм — это победа духа над те лом». К повести «Три жизни Николая Струко ва» примыкает еще одна документальная повесть «Горький дым костров» — тоже не обычная по материалу и тоже по главному своему пафосу утверждающая подвиг как смысл жизни человека. О чем же эта повесть? О двух советских патриотах, немцах по национальности. О не обоснованном недоверии к ним в первый год войны; об их желании участвовать в защите Советской Родины; о том, как они стали выше проявленной к ним несправед ливости и в опаснейших условиях парти занской войны проявили исключительное мужество. Уже в финале повести автор на помнит нам об Указе Президиума Верхов ного Совета СССР от 29 августа 1964 года, отменяющем «огульные обвинения в отно шении немецкого населения, проживавше го в районах Поволжья». Читатель — в том числе и юный — легко представит себе, сколько горьких минут ис пытали Иван Иванович Фризен и Михаил Иванович Ассельборн, когда сталкивались с недоверием и подозрительностью. Но ни на одну минуту не приходила им в голову мысль нарушить свой святой долг перед Советской Родиной. Впрочем, не только в военные годы про скальзывали нотки недоверия к ним. Одно сельчанин Фризена удивляется: «Чудно! Немец — и против немцев же воевал». — Да он же не против немцев — против фашистов воевал, дурья твоя башка!..» Так — от страницы к странице — вырисо вывается пронизывающая всю повесть мысль об интернационализме советских людей, об их горячем патриотизме. ю. МОСТКОВ ♦ !
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2