Сибирские огни № 11 - 1979
числу таких людей. Он зачастую играет роль магнита, к которому тянутся силовые линии событий невероятных, но тем не ме нее имевших место в жизни. Может ли он, как писатель, пройти мимо этой стороны действительности? Что касается меня, я бы не упрекал ав тора за подобные сюжеты, если они жиз ненно правдивы. А сюжетам Л. Квина нель зя не верить — тем более, что повести «Три жизни Николая Струкова» и «Горький дым костров» не только называются доку ментальными, но и в самом деле являют ся ими. К сказанному добавлю, что они на писаны в той манере безыскусственного повествования, с такими достоверными, невыдуманными подробностями, что вызы вают полное читательское доверие. Первая повесть названа не случайно «Три жизни Николая Струкова». С первых же строк автор без обиняков заявляет: «...хоть и редко, но встречаются люди с биогра фией, настолько насыщенной событиями, с такими резкими поворотами судьбы, что, кажется, не может их вместить одна-един- ственная человеческая жизнь. Для этого нужно прожить дважды или даже трижды. К таким удивительным людям и принадле жит герой этой книги, Николай Терентье вич Струков». С точки зрения занимательности автор допускает явный промах — зачем же иску шенный рассказчик (а Лев Квин несомнен но является таковым) сразу «раскрывает карты»? Не лучше ли начать без предуп реждения, а потом пустить в ход все «ко зыри» остросюжетного повествования? Но в том-то и дело, что автор менее все го хочет поразить читателя событиями в самом деле исключительными. Ему гораз до важнее завоевать доверие читателя, и он ценит точность деталей, последователь ность повествования. Он не хочет нагнетать эффектные ситуации, он отказывается от любых приемов, рассчитанных на внеш нюю увлекательность — словом, отбрасы вает все, что предусмотрительным автором обычно приберегается «под занавес». Дол жен сказать, что такое решение представ ляется не только закономерным, но и муд рым. Если бы читатель хоть на минуту решил, что для автора главным было заставить его, читателя, ахнуть («вот, оказывается, как иногда» случается»),— книга бы не сра ботала на полную мощность; фигурально выражаясь, взрыв, который мог быть сози дающим, был бы заменен эффектным фей ерверком. Но писатель хотел не фейер верка. Перед нашими глазами проходят три жизни Николая Струкова. Первая — дере венское детство, трудовая юность, начало военной службы, а затем война, бой, из ко торого он вышел инвалидом. Вторая жизнь — госпиталь, бесконечные операции, полная беспомощность — нет правой ру ки, ампутирована кисть левой, поморожена нога... Горькие мысли о своей бесполезности, о том, что о н— тяжкий груз для жены, для близких — вызывают ощущение безысход ности. Глубина отчаянья такова, что простые слова комиссара госпиталя, обращенные к Струкову — «Пошел бы и взял разреше ние»,— вызывают ярость: Ч ЕМ взять, ес ли нет даже ладоней? В ответ на безобидную фразу Струков грохнул по столу обрубком руки — толь ко что прооперированной. Операция эта шла без наркоза — хирург предложил сде лать расчленение сустава, чтобы создать подобие пальца: «Писать тогда сможешь...» И вот результат успешной операции Струков перечеркнул своим ударом руки по столу. Нужна новая операция... Вспышка эта — хоть и корил себя за нее Струков — показала, что он держится на крайнем пределе. Вторая жизнь Струкова •— жизнь инвали да. Инвалида, потерявшего веру в буду щее, в людей: беспросветность в его мыс лях и чувствах усугубляется встречами с теми, кто, не выдержав испытаний, спеку лирует своими фронтовыми увечьями — выпрашивают подаяние, выгодно перепро дают фрукты, заводят азартную игру, даю щую немалые барыши. Спасение они ви дят в пьяном угаре,— писатель беспоща ден, показывая, как тяжело складывались порой судьбы людей, изувеченных в боях за Родину, мужественны* в схватке с вра гами и не нашедших своего места в мир ной жизни. Я не случайно употребил слово «беспо щаден», говоря об авторе. Часто — особен но в книгах для детей — повествователи обходят «острые углы», смягчают непри глядные стороны жизни. Видимо, не только некрасовский генерал из «Железной доро ги» считал: — Знаете, зрелищем смерти, печали Детское сердце грешно возмущать... Л. Квин отказывается от- умилительных картин, избегает розовых красок... Повесть написана жестко, без сентимен тального утешительства. Автор не боится показать своего героя — Николая Струко в а— во власти пьяного загула: недавний солдат надеется найти утешение и облег чение в вине. Третья жизнь Николая Струкова началась с появления «комиссара». «В жизни каждо- го человека, попавшего в беду и сумевше го из нее выбраться, обязательно бывает свой «комиссар»,— утверждает Л. Квин.— Он вовсе не должен носить звание полко вого комиссара, как у Бориса Полевого в «Повести о настоящем человеке». Таким комиссаром может оказаться любой... Де ло тут не в возрасте, не в жизненном опы те, а в нравственной щедрости, в особом свойстве души, позволяющем восприни мать чужое несчастье как свое собствен ное». Эта мысль автора подтверждается всем ходом событий. Такой «комиссар» был и у Николая Стру кова — старый большевик, член партии с семнадцатого года Алексей Никифорович Брагин. Человечность и чуткость Брагина помогают Николаю Струкову найти себя. /
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2