Сибирские огни № 11 - 1979
это случается иногда, трогательные взаи моотношения. Что же можно открыть читателю через такую обычную, в чем-то даже банальную ситуацию? Оказывается, можно, ибо и эта повесть сильна своим утверждением нрав ственной цельности человека, высокой ме ры ответственности за свою жизнь, за все происходящее вокруг. Очень хорошо, по-моему, чувствует В. Мурзаков главный нерв сегодняшней нашей действительности — постоянное возрастание ценности человеческой лично сти, глубинное исследование внутреннего мира нашего современника. Точно было сказано С. Залыгиным, что «только гуман ному обществу есть дело до отдельной личности, до ее переживаний, до ее судьбы». Своеобразие манеры повествования ав тора, особенность его художественного почерка видится еще и в том, что писателя мало заботят хитросплетения сюжета, внешняя событийность произведения. По вести В. Мурзакова живут, если можно так сказать, движением внутренней жизни ге роев. Важными и определяющими здесь становятся порою едва уловимые импуль сы духовной жизни персонажей. Но все это отнюдь не значит, что внутренний мир его героев замкнут на чем-то мелком^ ма лозначимом. Напротив, самые, казалось бы, интимные переживания оказываются тесно переплетенными с тем, что происхо дит у нас в стране и даже — в мире., Попадается, к примеру, на глаза Зубаки ну заметка в газете, где рассказано о при живлении руки рабочему. Она прижилась и снова действует. И вот уже естествен ный ход мысли героя — долго ли рабо тать будет эта рука, дадут ли пенсию' рабо чему, если вдруг откажет, есть ли вообще эта пенсия в США? А вот пример другого рода. Глафира Не- пряхина. Персонаж, как говорится, эпизо дический в повести, но мысли и чувства, вызываемые немногими страницами, по священными Глафире, отнюдь не просты и не эпизодичны для нашей жизни. Не сложилась как-то ее судьба. И теперь, на склоне лет, когда жизнь стала обеспе ченней, нашла-таки себе «заделье»: при сматривала обновы и покупала все, что по падалось, больше из обстановки. Не изба уж у нее, а контейнер — пройти трудно. Мало, однако, что меняется в ее жизни: «Порадоваться добру не с кем — времени ни у кого не стало: месяц не заходят». Всего лишь детали, мгновения размыш лений очень разных героев, но за этими мгновениями встают острые и злободнев ные вопросы семейного воспитания, ра зумного сочетания материальных и духов ных потребностей людей. А ведь каждый из этих вопросов не придуман писателем. Все это находится в центре внимания на шей жизни, нашего искусства. И еще одна очень важная особенность мировосприятия автора двух рецензируе мых повестей: теплое и доброе отношение к своим персонажам. Очень разные это люди, порою какие-то склонности их дос тойны пера острого и даже — злого. Вспом ним хотя бы киномеханика, высокомерно именующего себя киноработником, сетую щего на то, что. в сельской делегации, в которой он оказался, не та обстановка для проявления его высоких интеллектуальных запросов. Да и мало ли подобных, весьма непривлекательных эпизодических лиц про ходит перед нами в повестях.В. Мурзакова? Однако нигде мы не обнаружим гротеск ных и даже сатирических нот в повествова нии. Зато есть ирония, часто едва замет ная, еще чаще — сострадательная улыбка, едва уловимая авторская досада. Разуме ется, это не всепрощение. Тем более — не беспринципная способность равнодушно внимать добру и злу. Видится в таком отно шении к своим героям гуманистическая ве ра в человека, неистребимое желание по мочь ему в преодолении каких-то слабос тей и даже пороков. Разве не ощущается во всем этом внут ренняя связь с традициями русской клас сики, которая всегда отличалась страст ным желанием, по словам Достоевского, найти в человеке человека и помочь ему обрести чувство гармонии с другими людь- ‘ ми, со всем миром? .Симптоматично и название только что вышедшей книги В. Мурзакова — «Ищи в себе». Разве не тот же гуманистический смысл несет в себе и другое, близкое ему словосочетание — ищи в человеке? Не хочу всем этим сказать, что сатира и гротеск навсегда исключены из художест венной палитры В. Мурзакова. Дальнейшее его творчество даст на этот счет совершен но определенный ответ. Одно ясно сегод ня, что мироощущению В. Мурзакова абсо лютно противопоказаны одномерность, на зидательная прямолинейность в оценке че ловека и его внутренних побуждений. И это многое определит в творчестве писа теля, так уверенно вступившего в литера туру. э. ШИК Лев Квин. Горький дым костров. Повести. Барнаул, Алт. кн. изд., 1978. «Документальные повести о замечатель ных людях Алтая»,— так издательская ан нотация характеризует эту книгу, адресо ванную старшему школьному возрасту. Рассказывая о поисках людей, знавших героев повести «Горький дым костров» и неожиданно оказавшихся рядом с автором во время его поездки по Латвии, Л. Квин восклицает: «Вот как в жизни бывает! А критики иногда ставят мне в упрек при верженность к острым сюжетным пово ротам...» Честно говоря, я не слышал таких упре ков автору, хотя могу допустить, что они имели место — у Квина нет книг без «ост рых сюжетных поворотов». Но я не раз убеждался, что есть люди с прирожденной способностью оказываться в центре самых головоломных, казалось бы, невозможных ситуаций. И сам Л. Квин тоже относится к
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2