Сибирские огни № 11 - 1979
ствии даосизма и конфуцианства заложи- лись основы той идеологической системы, которая показала на протяжении тысяче летий огромную устойчивость к внешним идеологическим и культурным воздей ствиям. Нет сомнения, что отдельные эле менты мировоззренческой системы кон фуцианство — даосизм нашли свое про явление в том сложном конгломерате буржуазных и мелкобуржуазных взгля дов, элементов троцкизма, утопических идей и этноцентрических великоханьских представлений, каким является ныне маоизм. Буддизм, возникший в Индии в V I в. до н. э., проник в Китай в начале нашей эры. Первоначально он встречал серьез ные трудности как «некитайское» И, в силу этого, заведомо неистинное учение. Но время и усилия сторонников этой религии сделали свое дело. По замечанйю акаде мика В. М. Алексеева, «буддизм привлек к себе стихию народной веры главным образом организованным наглядным куль том загробной жизни». Причем проникно вение буддизма в Китай было одновремен но и процессом его окитаизирования. В. Я. Сидихменов приводит интересные примеры взаимодействия буддизма с дву мя другими китайскими религиями. Напри мер, такой персонаж даосского пантеона, как Нефритовый Император, так же, как и божество Гуаньинь, был одновременно персонажем и буддийского пантеона. Со временем конфуцианство, буддизм и даосизм слагались в своего рода единый комплекс, каждый раз окрашенный неко торыми местными обычаями и суевериями. Поэтому в Китае невозможно было обна ружить в чистом виде ни одной из трех религий, что окончательно сформировало своеобразную систему религиозного син кретизма, оказавшего и оказывающего в немалой степени и по сей день значитель ное влияние на характер социально-поли тического мышления китайцев. Китаец мог, например, быть конфуцианцем, но верить в учение буддизма и даосизма. Однако в сложившейся синкретической религиозной системе конфуцианство было все же глав нейшим элементом. Религиозный и идеологический синкре тизм явился непосредственной основой возникновения в конце X IX— начале XX вв. идеологических систем, эклектически объе динявших различные, в том числе и «за падные» социальные учения. Отмеченные моменты ярко проявились в таком анти феодальном и антиколониалистическом на родном движении, как восстание ихэтуа- ней, или «боксерское» восстание (1898— 1901 гг.). В. Я. Сидихменов в связи с этим отмечает, что ихэтуани были не против иностранных колонизаторов в Китае, а против иностранцев вообще. Их ненависть к иностранному доходила до полного^ от рицания европейской культуры и новейших достижений науки и техники. Поэтому же лезные дороги, паровозы, вагоны, евро пейские здания, иностранные товары в Ки тае — все это стало объектом разрушения и уничтожения. Книга В. Я. Сидихменова знакомит чита теля со многими национальными особен ностями Китая, с его историей. Автор отмечает как положительное, так и нега тивное в национальной психологии, тради циях и обычаях китайского народа. Но особая ценность рецензируемой работы состоит прежде всего в том, что она, рас сказывая о прошлом Китая, позволяет нам глубже . понять его настоящее и, быть может, даже попытаться заглянуть в его будущее. В. ГУБАЙДУЛИН, С. ЛАРЧЕНКО. Валерий Мурзаков. Ищи в себе. Повести. Новосибирск. Зап.-Сиб. кн. изд., 1979. Повесть «Семья» принесла омичу Вале рию Мурзакрву широкую известность. Впервые опубликованная на страницах журнала «Волга» в 1976 году, она вошла в его первую книгу «Проходчики», изданную «Советским писателем» через год. В том же, 1977 году повесть была вклю чена в один из номеров «Роман-газеты». Наконец, произведение это шагнуло за ру беж: «Семья» увидела свет на страницах журнала «Советская литература» (№ 10 за 1978 год), выходящего на немецком, фран цузском и венгерском языках. Теперь повесть «Семья» публикуется уже пятый раз за столь короткое время, на этот раз вместе с новой повестью В. Мур закова «Ищи в себе». В чем же причина столь очевидного успеха этого произведения? Повесть В. Мурзакова не случайно на звана «Семья». Проблема молодой семьи, ее становления — главное в произведении, хотя повесть эту можно с таким же успе хом отнести и к так называемой производ ственной литературе. Ведь речь идет о рабочем парне Михаиле Лиховатом и его жене Клавдии, становление которых про исходит, как это и бывает в каждом чело веке, по всем «параметрам» — семейным, производственным, гражданским. Все эти сферы в произведении настоль ко взаимопроникают, что отделить одно от другого представляется невозможным. По- .лагаю, что именно эта особенность пове сти прежде всего и ставит «Семью» в са мый фарватер поисков современной совет ской литературы. Теперь, когда читатель знает несколько рассказов В. Мурзакова (они были собраны в книге «Проходчики»), когда опубликова на повесть «Ищи в себе», есть все основа ния говорить об определенной художест венной манере автора. В повести «Ищи'В себе», как и в первом произведении В. Мурзакова, речь идет о столь же будничных и повседневных делах рядовых тружеников. В центре внимания здесь доярка Мария Груздева и председа тель совхозного рабочкома Зубакин. Герои повести оказываются вместе в туристиче ской поездке. Между двумя людьми, дале ко не первой молодости, возникают, как
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2