Сибирские огни № 11 - 1979
посмотреть на свой завод, послушать глу хой монотонный гул гиганта. Убедительно, без декларативности рису ет И. Кудинов близость этих людей, лишь случайно встретивших друг друга, но спа янных трудовым братством. Зримо, точно написана эта сценка, когда старый рабочий, любуясь заводом, говорит Басаргину: «— А поглядели б вы, что тут было лет двадцать назад — ничего не было, пу стырь, голое поле... Привезли оборудова ние, а цехов нет. Станки установили, а потом начали стены возводить. Под откры тым небом работали. Да как еще рабо тали!..». И как прекрасно понимает его Басаргин, вспоминающий то время, «когда они паха ли землю чуть ли не на себе, запрягали дойных коров, у которых от тяжести пере горало молоко и лопались копыта...». Повесть, в самом начале которой мы ви дим Басаргина стариком, рассказывает о трудовой жизни человека, с детства мечта ющего вырастить необыкновенную, с тя желым колосом чудо-пшеницу. Много суровых лет, много крутых пере ломов пережила сибирская деревня — и ничто не прошло мимо Егора Басаргина. Но все-таки, в свое время, добился Егор своего, вырастил высокоурожайную пше ницу и засеял ею колхозные поля. В нашей литературе немало образов сельских тружеников, колхозных опытни ков, бригадиров, председателей. Органи чески скромный, как многие герои И. Ку динова, отличающийся обостренным чувст вом долга и справедливости, Егор Басаргин, уверен, не затеряется среди них. Включенные в книгу очерки «Неперспек тивное село», «Кулундинские контрасты», «Деревенский дом» созданы писателем на материале алтайской деревни самых по следних лет. Они ставят актуальные проб лемы сельского строительства, сохранения влаги, добычи воды в степных районах, по вествуют о судьбах маленьких сел. Пожа луй, основной особенностью этих очерков является даже не анализ, не исследование, а лирический настрой, образ автора, его раздумья, его влюбленность в родной край. ...Недавно «Новый мир» опубликовал роман Ф . Абрамова «Дом». Критика заго ворила: у Распутина, Белова, Астафьева, Абрамова крестьянский дом, родное село, семейные, родственные узы символизиру ют нашу Родину, наш народ, наши принци пы жизни и нравственности. Думается, что и «Деревенский дом» И. Кудинова по праву может претендовать на такую глубокую символику, на такой современный смысл. Б. ЮДАЛЕВИЧ В. Я. Сидихменов. Китай: страницы про шлого. М., «Наука». 1978. Книга известного советского китаеведа В. Я. Сидихменова во многом позволяет расширить наши представления об особен ностях развития Китая. Автор неоднократ но работал в КНР, посетил многие страны Юго-Восточной Азии, где знакомился с жизнью и бытом китайской общины, его перу принадлежит ряд значительных ис следований. Его новая работа, не претен дуя, по словам автора, на новое слово в китаеведении, ставит своей целью в попу лярной форме ознакомить читателя с не которыми сторонами жизни феодального Китая. Тем не менее, содержание книги несколько превосходит придаваемое ей самим автором значение, поскольку в ней представлены результаты многолетних ис следований советских и зарубежных сино логов, итоги труда многих поколений ис следователей. Содержание рецензируемой книги охва тывает в основном период феодализма; значительная часть материалов относится ко времени господства в стране маньчжур ской династии Цин (1644—1911 г.). Но заво евание страны маньчжурами не затронуло глубинных пластов китайской традиции, бо лее того, завоеватели сами подверглись почти полной «китаизации». Хотя в одном из указов маньчжурского императора Цяньлуна и говорилось, что «маньчжуры — люди' особой расы и являются гражданами своего особого государства», но, как писал в 1904 г. В. В. Корсаков, который прожил в маньчжурском Китае много лет, «единст венный обычай, который победители манчьжуры не переняли от побежденных китайцев,— это уродование ног у женщин. Остальное все, начиная от языка, обычаев, одежды и культуры, вошло в жизнь побе дителей; маньчжурский язык совершенно забыт не только в правительственных уч реждениях Пекина, но и в домах маньчжу ров, потомков победителей-предков». Но, хотя завоеватели овладели в своих интересах и государственным аппаратом, и идеологией, и сами полностью включи лись в китайскую традицию, в сознании народа они по-прежнему оставались ино земными пришельцами. Несмотря на усиление полуколониальной зависимости от иностранных государств, в описываемый период не только сохрани лись, но и усилились этноцентрические элементы общественного сознания, чему, в частности, способствовало то, что антифео дальная борьба народных масс шла под лозунгами борьбы против иноземной дина стии. Китаецентризм, как таковой, являет ся результатом длительных идеологических процессов. В соответствии с китаецентри- ческими представлениями, Китай объявлял ся центром земли, а китайцы — единст венными носителями культуры; все осталь ные народы считались варварами, разли чавшимися между собой лишь по странам света: «западные варвары», «восточные» и т. д. Интересно отметить, что маньчжурские императоры довольно быстро усвоили эту типично китайскую картину мира, более того, они положили ее в основу своей внешнеполитической концепции. Попытки европейских государств установить тор говые и дипломатические отношения с
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2