Сибирские огни № 11 - 1979
цать третьем. Бабушка добывала овес на кашу, добывала в ворохе навоза, конских отходов, ходила в соседние деревни __ семь верст туда да семь обратно. Воспоминания КручинИна о родной Зе- леновке связаны с многими светлыми об разами сельчан, среди которых особенно запоминается Вечная старуха («Жаблуди- лась где-то шмертушка моя, жаплутала, окаянная, не по тропке пошла»), воспитав шая не одно поколение деревенских ре бят; силач' Тимоха, что одним ударом про ламывал сосновую половицу, а то мог и бревно выбить из сруба. В тяжелую воен ную зиму вернулся Тимоха домой на ко стылях. И он же, Тимоха, вызывая ужас и восхищение, наладился с костылями ходить на лыжах, как цирковой эквилибрист. До бывал зайцев и раздавал тушки голодным землякам. Быть может, этот второй план романа, эти экскурсы в прошлое несколько замед- ,ляют повествование, но они создают не повторимую атмосферу, тот «слой», через который наглядно видны сегодняшние чер- ты героев, побудительные мотивы их по ступков. Большой заслугой романиста, его уда чей, безусловно, явился образ секретаря райкома Кручинина. Герой Кудинова из числа тех партийных руководителей, кто не рубит с плеча, кому свойственны трудные раздумья и тревожные сомнения. «Кручи- нину казалось иногда: не знает он чего-то главного, основного, не может в чем-то очень важном разобраться. Временами его охватывало отчаяние, и он с горечью ду мал о том, что взялся не за свое дело, что кто-то на его месте, возможно, тот же Забродин, мог бы сделать гораздо больше, смелее и решительнее действовал бы в та кой вот обстановке, но иногда ему каза лось немыслимым видеть на своем месте кого-то другого, который, будь хоть семи пядей во лбу, не сделает того, что сделает он, Кручинин, только он — и никто другой. Никто». В этих мыслях героя ощутима страсть к делу, жажда деятельности, кров ная слитность секретаря райкома с людь ми, которые выбрали его на этот ответст венный пост. Долго, может быть, слишком долго Кручинин взвешивает все «за» и «против» в решении проблем кулундинского земле делия. Но когда он наконец понял, какой вред приносят псевдонаучные рекоменда ции, исходимые от всесильного директора НИИ Антонюка, он смело и последователь но борется за внедрение проверенных временем и практикой методов земле делия. В романе есть несколько глав («Ночной разговор», «Свидание с женой», «После бури»), в которых автор раскрывает те или иные штрихи характера Кручинина, черты руководителя наших дней. Но, пожалуй, самая впечатляющая — это глава, где про исходит встреча Кручинина с агрономом Забродиным.‘ Именно здесь герой предста ет человеком дела, умеющим проявить большой такт, подлинную интеллигент ность, а главное — прислушаться к мне нию, которое идет вразрез с общеприня тым, сделать самостоятельные выводы. Откровенный разговор с Забродиным, человеком решительным, бескомпромисс ным', позволил Кручинину объективно оце нить действия «недовольного» ученого, про никнуться его стремлением доказать, что в современном мире человек не вправе объявлять войну природе, бездумно экс периментировать с землею. Запоминается среди героев «Стихии» и образ тракториста Ивана Мантырева. Боль шая художественная правда, глубокий смысл есть в том, что именно Мантырез, известный передовик, начинает строитель ство собственного дома в самый трудный момент для степи, когда даже суслики на время сбежали отсюда. И .тот же Иван Мантырев впервые пашет плугом-плоско- резом, и пашет на своем огороде, чтобы убедились земляки: на свете всегда живы люди, готовые быть пионерами, готовые взвалить на себя самое тяжелое. Роман «Стихия» не лишен ряда просче тов: где-то ощущаются длинноты, спадает порой сюжетная острота, подчас не хвата ет каких-то дополнительных красок в вос создании многообразной деятельности секретаря райкома. Не все удалось писа телю и в изображении личной жизни Виктора Кручинина, есть здесь банальные ситуации и сюжетные ходы. Однако, в целом, роман И. Кудинова — примечательный этап в его творчестве, красноречиво говорящий о поиске писате ля, о его современном почерке. Это про- изведение, безусловно, многое откроет читателю в нынешней «деревенской» теме, познакомит его с яркими, интересными ха рактерами. Добрых слов заслуживает и повесть «Хлебозары» (1972). . «Хлебозары» — это молнии или зарницы во время цветения хлебной нивы. Это осо бый, ни с чем не сравнимый свет, предве щающий налив хлебов и скорую страдную пору. Этим светом как бы озарены и главные герои повести: Егор Басаргин, Марьюшка, Катерина, агроном Ольга Петровна, чуда коватый Сморчок- Жизнь этих людей неотделима от хлеб ного поля, от деревенских забот, от всего сельского уклада и быта. И автор худож нически утверждает это с первых же страниц повести, показывая неудачную попытку Егора Егоровича поселиться в го роде у своего сына: Лад в семье, удобства городской квартиры, протесты сына про тив попыток отца уехать, преклонный воз раст самого Басаргина — все это оказыва ется бессильным перед властной тягой туда, где проШло. столько трудовых лет, столько пережито, выстрадано. Причем,'в отличие от иных литераторов, автор не пытается противопоставить дерев ню городу. Напротив, решение уехать у Егора Басаргина становится бесповорот ным, когда он на заводской окраине встречает вышедшего на пенсию рабочего, который чуть не каждый день приходит
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2