Сибирские огни № 11 - 1979
нет, не новой Меккой,— а берегом Надеж ды и Мечты». Рисуя будни Ленина и Крупской в ссылке, поэт часто уносится мыслью ко дню сегод няшнему, стремясь вообразить, о чем же думал в то время Ильич, какой прозрева- лась ему Сибирь будущего. Однако тут-то нередко и подстерегает автора опасность механической перечисленности всего, что создано нашила народом за годы Совет ской власти, простой описательности и да же некоей слащавой умиленности содеян ным. Иногда картины современной, преоб раженной Сибири, открывающиеся перед автором, чисто механически «накладывают ся» на мечты Ленина о будущем, «привно сятся» в думы и мысли вождя без достаточ ной художественной «подготовки». В стихотворении «У седых, заветных стен музея» автор дает, так сказать, «собира тельный портрет молодых строителей горо да, где Ленин «три года пробыл»: «Вот они стоят, благоговея, вот они стоят, плечом к плечу, у седых, заветных стен музея, возле памятника Ильичу. Им ни грамот, ни пох вал не надо, лишь была бы хватка — горя ча! Рапортуют вожаки отрядов на земле священной Ильича» и т. д. Столь же невыразительными, вялыми, описательными словами и речениями оха рактеризован в стихотворении «Город-па мятник» некий конкретный «девятнадцати летний Леша»: «О себе, о своей бригаде он рассказывает, торопясь: сколько дела сделано за день, сколько нужно сделать сейчас. А потом по лесам по шатким вновь взбирается с мастерком. И вздымается к небу кладка, на глазах вырастает дом» и т. д. Строки, в которых «действуют» герои- схемы, люди-мумии, естественно, не могут привести автора к поэтически действенным и впечатляющим обобщениям. «Лириче ские формулы», заключающие стихи, вер ные с точки зрения их общей социальной сути и уместные в газетных заголовках, к подлинной поэзии имеют очень отдаленное отношение: в первом стихотворении — «Так сюда любовь свою и верность моло дость приносит Ильичу»; во втором — «Строить город Ленина — счастье, до че го ж он будет красив!» Наиболее интересно стихотворение «Быль». В том горестном двадцать четвертом, На сходке, в пепельном дыму,- Крестьяне порешили твердо Поставить памятник ему. По справедливому мнению крестьян, «лучшим памятником» Ильичу будет па мятник рукотворный — электростанция, хотя бы и «на полных... двадцать киловатт!» Поэт находит точные и весомые детали, которые в емкой, концентрированной ху дожественной форме передают характер, дух времени, создают образ той эпохи: Сыскали где-то инженера. Готов проект. Да вот беда — Все есть: желание и вера, А где достанешь провода? Была страна в те годы бедной, Опустошенная войной. И даже 'жалкий провод медный — Не медный был, а золотой. Вот пример, где история становится поэ зией, вернее — соединяется с нею, а вре мя, ушедшее в небытие, оказывается воз вращенным, ощутимым и сегодня, как бы «овеществленным» в слове поэтическом. Недостроенная плотина осталась в сердцах крестьян «святой, возвышенной мечтой», осуществленной только в наши дни, а дав няя быль кажется сейчас лирическому ге рою «до слез волнующей легендой»... Образ движущегося Времени, как маги стральный в книге, органично вбирает в себя и многие другие поэтические образы, особенно — природы, ее весеннего обнов ления, «буйного ледохода» и т. п., вливаю щие в стихи сильную лирическую струю (из вещей такого плана лучшей следует назвать «Журавлиную горку»), В стихотворении «Шушенская весна» прием тематического параллелизма позво ляет поэту, естественно, задуматься, точ нее — поставить вопрос и для себя и для читателей, чем же были заняты мысли Ле нина, когда он, казалось, отдыхал, был один на один с природой, погружался в природу: Рыдали бубенцы конвойных. Вставал рассвет. Кончался век. О чем он думал, Беспокойный, Глядевший в дали человек? И. может быть, весна иная Сквозь годы виделась ему?.. Однако, пытаясь конкретно ответить на эти вопросы, автор, к сожалению, не дела ет поэтических открытий, нередко пользу ется апробированной методой «раскручи вания» темы, т. е. опять-таки приходит к описательности, перечислительности, к длинным перечням предметов и явлений, волновавших вождя. В том же, в целом интересном, триптихе «Приближался двад цатый век» автор «разъясняет» нам, что «было» в «речи краткой» Ильича: «Пораже ния в трудных схватках, неустанной борьбы итог. Нелегальных маевок песни, демон странтов тяжелый шаг, баррикады на Крас ной Пресне» и т. д. и т. п. В стихотворении «Ленин в Красноярске» подобный пере чень выглядит еще более «солидным», но художественно еще менее убедительным: движущаяся История оказывается здесь творчески не претворенной, низводится до уровня простой и сухой регистрации собы тий и фактов... Ленинская тема в поэзии (да и вообще в искусстве) неисчерпаема, ибо она естест венно вбирает в себя историю и современ ность, идеологию и мораль, общечелове ческое и индивидуально-неповторимое, су ровую «прозу», будничную реальность жизни и светлую «поэзию» мечты, роман тической устремленности в будущее. Ху дожник, прикасающийся к этой великой те ме, взваливает на себя почетную, но не легкую ношу.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2