Сибирские огни № 11 - 1979
род моей юности». А в 1971 году поэт из дает уже целую книгу стихов о вожде — «В Шуше, у подножия Саяна». Здесь были у автора и свои заметные удачи, и свои, тоже очевидные, просчеты. К. Лисовский довольно подробно просле живает жизнь Ленина в сибирской ссылке: мы видим Ильича за работой в юдинской библиотеке в Красноярске, следим за его плаванием по Енисею, становимся очевид цами встречи ссыльных революционеров в Минусинске, наблюдаем Ильича в его об щении с природой, на охоте и т. д. Многие стихи выдержаны в эпически-повествова- тельных тонах, хотя лирическое начало то же очень ощутимо в<них, а некоторые ве щи (например, «Тропою Ильича») являются чистейшей лирикой. Время, движущаяся История — пожалуй, сквозной поэтический образ всех стихов цикла, сопутствующий изображению Лени на. Наиболее полное развитие этот образ получает в лиро-эпическом триптихе «При ближался двадцатый век». В Минусинске ждут Ленина и Крупскую. Здесь Кржижановский, Старков, Лепешин- ский и другие революционеры,— «в доме все давно уже в сборе, здесь друг к дру гу каждый привык, и все чаще в их разго воре промелькнет вдруг слово: «Старик». Медленно тянется время, герои то и дело поглядывают на циферблат часов. И как предысторию эпохи революций, как за тянувшееся, томительное затишье перед грозой,— «в углу, в футляр заключен, длинный маятник чистой медью отбивает глагол времен». Картина напряженного ожидания взрывается сценой приезда Ле нина, ритмико-интонационный рисунок сти ха заметно изменяется, действие развора чивается во все убыстряющемся темпе. Вот и час двенадцатый пробил... Девяносто девятый год1 Молодой еще, крутолобый Человек за столом встает. Вместо традиционной новогодней речи Ильич произносит тост за Россию револю ционную: Стих, казалось, Звон мелодичный. Бури явственно слышен ров. В темпе бешеном, необычном Закрутились стрелки часов. И, медлительное недавно, Время властно свое берет. Миг становится часу равным, Дню — Становится 'равным год. Кончается долгая и душная ночь само державия, наступает стремительный рас свет: скоро вспыхнет «Искра», скоро — «Есть такая партия!»,— скажет на весь мир Владимир Ильич». Приближается век двадцатый. Наступает ленинский век. Знаменитая строчка А. ОдоевскЬго — «Из искры возгорится пламя» — в различ ных художественных вариациях проходит через весь цикл и существенно обогащает образ движущегося Времени, Истории. На стыке этих метафорических рядов поэ ту удается наиболее удачно и органично связать прошлое и настоящее, совместить ретроспекцию с современным углом зре ния. В стихотворении «Костер над Енисеем» поэт рассказывает, как во время стоянки парохода молодые революционеры, отпра вившись «подальше от чинодралов, от куп цов, от их банальности и фальши, от их пустопорожних слов», залюбовались могу чим Енисеем: Река неистово бурлила, Спеша морскую ширь достичь... — Глеб, ты смотри: какая сила! — Мы покорим ее, Ильич! Горит костер, Енисей «в час предвечер ний» впервые слышит «напев призывный «Варшавянки»... Поэтический рассказ мно гозначителен и интересен, но только заклю чительная строфа, поднимая его до симво лического обобщения, придает стихотворе нию необходимую силу художественного синтеза прошлого и настоящего: Горел костер... . В туманной дали Взлетали искры до небес... Не эти ль искры Нынче стали Огнями Красноярской ГЭС? Зарисовки Ленина, так сказать, прямо «с натуры» не всегда удаются автору. В стихотворении «Опять шумит над Шу шенским пурга...» К. Лисовский пишет: Ильич не спит. Под вьюги злобный свист Он быстро пишет, брови сжав упрямо. И падают на белоснежный лист Два первых слова: «Дорогая мама!» Вдумаемся, почему же эти строки вызы вают какой-то внутренний протест. Может, потому, что автор отдает здесь дань той тенденции обытовления ленинско го образа, той крайности бытописательства, которые порой проявлялись в советской ху дожественной Лениниане? Может, потому, что мы достаточно хорошо начитаны и на слышаны об атмосфере любви и дружбы, царившей в семье Ульяновых, о любви и уважении Владимира Ильича к матери,— и стихи не открывают нам в этом смысле чего-то нового? Отчасти так оно и есть. Однако вспомним известные рисунки ху дожника Н. Жукова «Слушая Бетховена», «Аппассионата», вглядимся в выражение ли ца Ильича,— и мы поймем, в чем просчет автора стихотворения. Ведь Ленин пишет письмо матери; каза лось бы, в выражении его лица должны быть любовь, доброта, забота, печаль и т. п. А в стихотворении — Владимир Иль ич пишет слова: «Дорогая мама!» — «пи шет, брови сжав упрямо»! Согласитесь, психологический жест здесь не тот. Часть стихов К. Лисовского посвящена Шушенскому, которое «сегодня стало —
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2